16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.45 / ₽ 8252
  • RTS1163.50
8 августа 2016, 14:42 Финансы

Кто выиграет от встречи Путина и Эрдогана

Лента новостей

Эрдоган заявил, что готов предпринять шаги для реализации проекта «Турецкий поток». В то же время Анкара может настаивать на варианте, который будет проигрышем для Москвы

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: Murat Cetinmuhurdar/Reuters

Турция готова незамедлительно сделать шаги для реализации «Турецкого потока». Об этом заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в интервью ТАСС накануне своего визита в Россию.

9 августа турецкий лидер встретится с Владимиром Путиным в Петербурге. СМИ уже пишут о том, что наиболее зримым результатом этой встречи, вероятно, станет возрождение проекта газопровода «Турецкий поток». Однако, как указывает, например, Deutsche Welle, Анкара может настаивать лишь на одной нитке. Тогда это станет выигрышем для нее, но проигрышем для России, поскольку это самый затратный и невыгодный для «Газпрома» вариант. Насколько вероятно, что именно он будет принят?

Дмитрий АлександровДмитрий Александров заместитель генерального директора по инвестициям ИК «Универ Капитал» «Вариант того, что действительно для Анкары выгодна только одна нитка для внутреннего снабжения, причем, прежде всего, европейской части Турции, безусловно, возможен, но это, действительно, наиболее вероятный вариант. На нем Анкара изначально настаивала, когда шла речь о подписании обязывающих документов, чтобы там упоминалась только одна нитка и объемы поставки были порядка 15-17 млрд кубометров в год. Здесь вопрос о выгоде сводится к тому, кто будет это финансировать, на каких условиях будет вестись эксплуатация. Потому что, если это совместное финансирование и затем уже конкретные гарантии по объему закупки, по возвратности инвестиций, то тогда, конечно, «Газпром» оказывается в подвешенной ситуации, и я не думаю, что в этом случае он пойдет на реализацию такого совместного проекта. Если же это полностью оплачиваемый турецкой стороной проект, и «Газпром» просто выступает в качестве подрядчика и затем поставщика с гибкой формулой и по объемам, которые учитывают его интересы и защищают финансово, то почему нет, это вполне возможно. Но здесь вряд ли со стороны Турции будет какой-то запрос, несмотря на то, что она отчасти испытывает дефицит газа, и азербайджанский газ, безусловно, не покроет этого дефицита. Из Туркмении газа в ближайшее время не будет, из Ирана в ближайшее время еще более длительное время, скорее всего, тоже не будет. Здесь, в принципе, у «Газпрома» позиции сейчас более сильные, чем два года назад. По «Северному потоку» по второй части гораздо более выраженные подвижки, есть хорошая поддержка в лице его партнеров — транснациональных энергокомпаний, оперирующих на европейском рынке. И у Турции совершенно другие позиции в Европе — и политические, и экономические. Видно по заявлениям, сейчас ее руководство маневрирует, поэтому она будет использовать карту «Турецкого потока» как одновременный аргумент переговоров об интеграции, своей роли на европейском энергорынке. Наверняка будут предлагать варианты и трех ниток, но, я думаю, не будет таких обязывающих документов подписано на ближайшей встрече, исходя из того, какая будет реакция в Европе. Чего в Европе удастся добиться в Турции, используя аргумент улучшения отношений с Россией, то и будет определяющим при выработке или не выработке никакого обязывающего соглашения».

Каких решений ждать от этой встречи?

Леонид ИсаевЛеонид Исаев старший преподаватель кафедры общей политологии Высшей школы экономики «Встреча в таком формате, особенно если к ней присоединится Турция, была бы весьма новаторской. Тем не менее, после того, как между Россией и Турцией взаимоотношения вновь улучшились, вопрос о каких-то альянсах, пусть не выраженных в каких-то международных организациях на практике, но, по крайней мере, в виртуальных альянсах, он мог бы актуализироваться. Он в принципе актуализировался, потому что у нас есть общие точки соприкосновения, например, Кавказский регион. Я думаю, что это вообще будет вопрос номер один, который будет обсуждаться в ходе этой встречи. Обострение ситуации в Нагорном Карабахе и вообще нестабильная ситуация на Кавказе, я так думаю, что это будет главная тема, которая будет стоять на повестке дня представителей России, Ирана и Азербайджана. Подключение к ней Турции могло бы существенно сбавить вот этот накал противоречий, который сейчас накопился на Кавказе, потому что так или иначе от этих стран зависит стабильность и безопасность этого региона. И мы с вами как раз наблюдали наибольший всплеск нестабильности в этом регионе ровно тогда, когда между странами накопились очень серьезные противоречия».

Deutsche Welle отмечает: символично, что Эрдоган и Путин не встречаются на нейтральной территории, а турецкий президент едет в Россию. Это усиливает впечатление, что российский лидер вышел из недавнего противостояния победителем, считают журналисты.

Между тем накануне этой встречи в Баку проходит трехсторонний саммит лидеров России, Ирана и Азербайджана. Причем Тегеран настаивал, чтобы в нем принял участие и Эрдоган.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию