16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 85.79 / ₽ 7943
  • RTS1127.62
9 августа 2016, 10:43 Политика

Встреча Путина и Эрдогана обещает приятные сюрпризы. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Эрдоган летит в Россию. Историческая встреча российского и турецкого президентов состоится 9 августа в Петербурге. Переговоры должны дать решающий импульс процессу восстановления российско-турецких отношений после восьмимесячного кризиса

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

От встречи президентов Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в Санкт-Петербурге ждут очень многого. Возможно, даже неожиданностей, но приятных. О предстоящих переговорах рассуждает Георгий Бовт.

Наметившемуся в начале лета потеплению российско-турецких отношений еще более помогла неудавшаяся попытка переворота в Турции в ночь на 16 июня. Последовавшие репрессии, а также подозрения Эрдогана, что за мятежниками стояли США, привели к охлаждению отношений и с Америкой, и с Европой. Туркам долго теперь не видеть безвизового режима в Европу, а членства в Евросоюзе, переговоры о котором было возобновились, видимо, уже никогда. Среди ряда турецких экспертов стали модны даже рассуждения о том, не дойдет ли дело до выхода страны из НАТО и вступления ее в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), разговоры о чем, между прочим, в теоретическом плане велись пару лет назад, а сближение с ШОС до определенной степени возможно и без выхода из НАТО.

Возобновлены разговоры и про газопровод «Турецкий поток», о чем Анкара сделала целый ряд благоприятных намеков. Российские энергопоставки покрывают 55% потребностей Турции по газу, 15% по нефти и 40% по углю. Может быть, теперь удастся утрясти вопросы цены и объемов поставок газа по будущему трубопроводу, на чем переговорщики застопорились еще до разрыва в ноябре. Предполагалось, что по «Турецкому потоку» будет прокачиваться не менее 35 млрд кубометров в год, преимущественно для потребностей самой Турции. Однако Москва хотела бы увеличить объемы раза в два, построив и вторую нитку специально для транзита в Европу.

Турция заждалась российских туристов. Ее 30-миллиардный туристический бизнес и без того в свете террористических угроз упал на 35%, а число гостей из России рухнуло на 93% в июне к прошлому году. Общий товарооборот упал после скандала со сбитым российским Су-24 на 60% с прежних 35 млрд долларов в год. Наверное, президенты вновь вспомнят, как еще в 2010-м, правда, при высоких ценах на нефть, они ставили задачу довести годовой товарооборот до 100 млрд.

Эрдоган, по-своему разыгрывая «русскую карту» в условиях антироссийских западных санкций, может попросить коллегу предоставить турецким компаниям больше возможностей в таких сферах, как строительство, поставки текстиля и продовольствия. После слов Путина осенью о том, что в ответных мерах за сбитый самолет турки «помидорами не отделаются», 53 турецкие компании были изгнаны из России, десятки контрактов аннулированы. Поставки турецких овощей и фруктов упали в разы, в том числе томатов, которые занимали на российском рынке более половины объема турецких импортных поставок.

Турция хотела бы также побыстрее вернуть для своих граждан облегченный визовый режим. Сейчас более 10 тысяч турецких рабочих в России ждут продления права на работу. Однако Москва, возможно, не будет торопиться с возвращением безвизового режима для краткосрочных туристических поездок турок по соображениям безопасности. В качестве жеста доброй воли накануне визита в Петербург Анкара разблокировала на территории страны российский информационный портал «Спутник», заблокированный в апреле.

Болезненным вопросом отношений остаются разногласия по Сирии. Эрдоган по-прежнему хочет свержения Башара Асада. Военное вмешательство России Анкаре сильно не нравилось. С другой стороны, ситуация сейчас отчасти упростилась. Те силы сирийской оппозиции, на которые ставила Турция, сейчас либо разгромлены, либо перешли на сторону Асада, либо влились в ряды откровенных террористов типа запрещенного «Исламского государства». Самому Эрдогану сейчас не до военных приключений в виде вторжения в соседнюю страну — надо крепить тыл дома. Это может помочь поискать компромисс по сирийскому урегулированию.

Самый большой страх Анкары по поводу российского вмешательства в Сирии — это угроза прямых поставок российского оружия сирийским курдам, которые контролируют практически всю северную приграничную с Турцией территорию страны. В Петербурге Эрдоган, возможно, постарается получить от Путина уверения, что сей страшный сон не станет явью.

Возможно, после всего того, что оба лидера наговорили друг о друге в последние восемь месяцев, им будет психологически непросто улыбаться при встрече. Отношения, конечно, будут перезагружены, при этом они по-прежнему почти полностью будут зависеть от личных отношений Путина и Эрдогана. Вряд ли тут появится прежняя теплота, зато станет больше прагматизма. Про «удар ножом в спину», конечно, никто вспоминать не станет, но и спиной поворачиваться друг к другу, излишне доверяя, теперь тоже поостерегутся.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию