16+
Пятница, 9 декабря 2016
  • BRENT $ 53.72 / ₽ 3400
  • RTS1097.39
14 августа 2016, 16:24 Стиль жизниКино

«Окно в Европу». Победило независимое кино

ХХIV фестиваль российского кино «Окно в Европу» прошел в Выборге. Ни одному фильму, созданному при поддержке Минкульта, призов не досталось

Фото: okno-filmfest.ru

В Выборге завершился ХХIV фестиваль российского кино «Окно в Европу». Гран-при, а также спецприз жюри «За чистоту и глубину авторского высказывания получила картина «Его дочь» Татьяны Эверстовой. Автор сценария, режиссер и продюсер фильма сделала кино о своем детстве, проведенном в Якутии, без государственной поддержки. Еще два спецприза жюри достались оператору хоррора «Дизлайк» Павла Руминова — Федору Стручеву и авторам сценария черной комедии «Суперплохие» Дмитрию Суворову и Василию Ровенскому. Таким образом, авторское независимое кино одержало сокрушительную победу над фильмами, созданными при финансовой поддержке Министерства культуры РФ.

Мудрости жюри под предводительством режиссера Сергея Урсуляка, не удостоившего призами ни одну из минкультовских картин, можно аплодировать стоя. Череда уродливых игровых фильмов основного конкурса, от «Подлеца» Михаила Левитина до «Птицы» Ксении Баскаковой, повергло фестивальную публику в тотальную депрессию. Приход в индустрию целой плеяды режиссеров-дебютантов, которым нечего сказать, откровенно пугает. Исключением, пожалуй, стала лишь фестивальная лента Ольги Веремеевой и Елены Демидовой «Прикосновение ветра», получившая диплом жюри за актерскую работу Юлии Ауг, которой удалось практически нивелировать грань между персонажем и артистом.

Опытный режиссер Роман Каримов, снявший при господдержке техногенно-психологический триллер «Черная вода», также составил исключение на фоне бессмысленных развалившихся потуг горе-дебютантов. Его картина практически удалась. Однако две фальшивые ноты, исполненные главными героями в разных частях картины, не позволили истории претендовать на призы.

Ирина Старшенбаум не справилась с экспозицией своей героини, а вполне органичный и убедительный Дмитрий Богдан провалил кульминацию. Но общее впечатление от фильма осталось положительным за счет глубины замысла, актуальности высказывания и великолепного визуально-художественного решения.

Что касается конкурса «Выборгский счет», оцениваемого зрителями, здесь победу одержала «Контрибуция» Сергея Снежкина, причем, в режиссерской версии. Самое забавное, что за призом в Выборг приехал один из продюсеров фильма Эдуард Пичугин, изуродовавший для проката и без того небезупречный, но стильный фильм. Принимая приз, Пичугин поблагодарил правительство в лице сидящего в первом ряду Сергея Нарышкина за неоценимую поддержку «Ленфильму». Притом, что «Ленфильм» за годы реконструкции так и не выпустил на-гора ни одного шедевра (долгострой Алексея Германа не в счет). Вот и в этот раз «Ленфильм» показал в конкурсе чудовищную ленту «Птица» режиссера-дебютанта Ксении Баскаковой, которую не спасло ни участие Ивана Охлобыстина, ни довольно удачный актерский дебют звезды детского «Голоса» Евдокии Малевской. Отсутствие режиссерского вкуса, элементарной драматургической логики и понимания того, какие вещи допустимы, а какие нет в детском и семейном кино, сразу отправили фильм в число аутсайдеров, невзирая на сочную картинку и внятную экспозицию.

«Серебро» «Выборгского счета» досталось дебютной работе Александра Амирова «Тэлли и Толи». А «бронзу» завоевал вездесущий и нахальный «Хороший мальчик» Оксаны Карас. Приз имени Станислава и Андрея Ростоцких был вручен мастеру — автору, сценария, художнику и актеру фильма Анны Чернаковой «Жили-были мы» — Александру Адабашьяну.

Ну, а кинопресса, удрученная программой основного конкурса, отдала свои симпатии, воплощенные в призе «Слон», внеконкурсной картине «Вся наша надежда» Карена Геворкяна. Заключительным аккордом фестиваля, смягчившим удар, стал фантастический альманах продюсера Александра Цекало «День до», созданный четырьмя режиссерами — Александром Карпиловским, Борисом Хлебниковым и братьями Владимиром и Александром Котт. К Земле приближается комета. Завтра она уничтожит человечество. Свой последний день каждый из героев четырех новелл проживает по-своему. Крепкая, поучительная, местами пронзительная, местами смешная лента стала настоящим глотком свежего воздуха после душного безнадежного конкурса, который оператор Дмитрий Долинин сравнил с защитой дипломов во ВГИКе, где не было ни одного на «пятерку». Наибольшую любовь зрителей сразу же снискали первая и четвертая новеллы, снятые Александром Карпиловским и Борисом Хлебниковым. И, если Александр Карпиловский выступил на своем поле теплого семейного кино, то Борис Хлебников открылся для киноманов с неожиданной стороны, сняв памфлет на тему того, «что же останется после меня». Сильную, качественную человечную картину, возможно, увидит широкий зритель. Однако на данный момент дистрибьютора у фильма нет.

Итак, фестиваль завершен, призы розданы. Чувство горечи от отсутствия авторских и социальных высказываний перемежается с надеждой на то, что в стране появляется поколение, способное создавать кино с небольшим бюджетом и без господдержки. Возможно, в сложившейся ситуации, когда социальной и психологической драме нет места в череде минкультовских экспериментов, Low Budget Movie — единственный путь выживания для авторов, которым есть что сказать человечеству.

Мария Безрук, Выборг

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории