16+
Вторник, 6 декабря 2016
  • BRENT $ 53.98 / ₽ 3451
  • RTS1059.97
15 августа 2016, 11:01 Компании
В фокусе: Индекс риска

Стать дешевле в 5 раз за 10 лет, или что случилось с «Газпромом»

В августе 2006 года российская газовая корпорация считалась одной из самых дорогих в мире, теперь она сместилась в конец третьей сотни. Что вынудило «Газпром» сдать позиции?

Фото: Виталий Невар/ТАСС

Десять лет назад, в августе 2006-го, «Газпром» входил в пятерку самых дорогих компаний мира и в разное время занимал то третье, то четвертое место(244-257,7 млрд долларов). Теперь российская компания стоит почти в пять раз дешевле (50,6 млрд долларов) и находится в конце третьей сотни компаний. Лидер рейтинга десятилетней давности Exxon Mobil сейчас на седьмом месте. Возглавляют список компании технологичного сектора. Из-за каких рисков «Газпром» сдал свои позиции?

Спад продаж на основных рынках, снижение добычи газа, растущий долг — так эксперты описывают то, что произошло с «Газпромом». Сжиженный газ изменил мировой рынок. Если раньше потребители были привязаны к трубе и мирились с навязанными условиями, теперь они могут выбирать. Благодаря этому ушли ценовые перекосы.

«Газпром» теряет потребителей из-за негибкой системы ценообразования. Однако главной причиной падения показателей является неэффективный менеджмент, считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев.

Рустам ТанкаевРустам Танкаев ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России «Управление «Газпромом», к сожалению, ведется абсолютно непрофессионально. Очень многие вопросы решаются, исходя не из экономической целесообразности, а из амбиций. «Газпром» потерял очень большую долю внешнего рынка. Фактически, это потеря на 40% объемов экспорта газа из России. В основном это связано с потерей рынка Украины, и другие рынки тоже сократили свое потребление, потому что очень негибкая система ценообразования. Сжиженный природный газ позволил перейти к единому мировому рынку газа. Соответственно, система ценообразования изменилась с долгосрочных контрактов, которые были характерны для связанных рынков, в сторону биржевой торговли. «Газпром» никак не может согласиться с этой реальностью.

Но это лишь одна сторона медали. «Газпром» потерял и огромную долю российского рынка. Он хоть и не такой выгодный, как внешний, но все равно мог бы приносить прибыль, полагает Рустам Танкаев.

«Считать копеечку руководство «Газпрома» не любит. Оно постепенно уступало внутренний рынок другим производителям газа. В результате у нас сложилась такая ситуация на внутреннем рынке России: из того газа, который непосредственно поступает потребителям, доля «Газпрома» — 35%, 65% — все остальные».

Другая проблема — растущий чистый долг. Троекратное увеличение за десять лет (с 500 млрд рублей в 2004-м до 1,65 трлн в 2014-м) — и это произошло на фоне высоких нефтяных котировок, к которым привязаны цены на газ. Многие последние инвестпроекты «Газпрома» подвергаются жесткой критике, говорит советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие-брокер» Сергей Хестанов:

Сергей ХестановСергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие-брокер» «Эти проекты и программы достаточно затратны, перспективы возврата инвестиций достаточно туманны. И это все тоже негативным образом отражается на капитализации. Работы по строительству «Южного потока» привели к тому, что «Газпром» вложил значительные средства, экспертная оценка — около 18 млрд долларов. В то же время то, как и каким образом «Газпром» получит отдачу на эти инвестиции, в настоящий момент совершенно не понятно».

Теперь в лидерах высокие технологии. Самая дорогая компания — Apple — стоит как 11 «Газпромов», у нее на счетах столько свободных денег, их хватило бы на покупку четырех с половиной «национальных достояний».

В начале августа в пятерку вошел и Facebook. За первую половину этого года его чистая прибыль оказалась больше, чем у «Газпрома». Неплохо, ведь многие считают, что это просто «сайт, который торгует воздухом».

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории