16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 87.17 / ₽ 8129
  • RTS1176.99
16 августа 2016, 21:16 Компании

Отложенная приватизация «Башнефти»

Лента новостей

Решение принял Дмитрий Медведев, президент его поддержал, сообщила пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова. Ранее власти собирались приватизировать «Башнефть» осенью, возможно, даже в сентябре

Фото: Sergei Karpukhin/Reuters

За контроль в нефтяной компании планировалось выручить около 300 миллиардов рублей, во столько госпакет оценила EY. Соответственно, на эту сумму продажа «Башнефти» должна была пополнить бюджет. Поводом для переноса приватизации, как пишет РБК, стало письмо главы Башкирии Рустэма Хамитова, который попросил Кремль отложить одну из самых важных и громких сделок года.

Основным претендентом на покупку 50% капитала нефтяной компании до некоторого времени был «Лукойл». Но последнее время информационный фон разогрели споры по поводу продажи «Башнефти» «Роснефти».

Судя по публикациям в СМИ и открытым заявлениям в правительстве, кабмин против того, чтобы актив купила «Роснефть». Так как, по сути, это будет перекладыванием средств из одного государственного кармана в другой. В «Роснефти» же, судя по инсайдерским данным журналистов, считают, что покупка «Башнефти» хорошо отразится на капитализации корпорации. А кроме того, поможет привлечь больше денег в ходе приватизации самой «Роснефти». Правда, как заявляли в правительстве, продажу 19,5% «Роснефти» тоже могут отложить.

Почему продажу «Башнефти» решили отложить? Комментирует гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Константин СимоновКонстантин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Компанию нельзя уже отдать бесконфликтно кому-то из сторон. То есть, борьба между Сечиным и финансово-макроэкономическим блоком правительства оказалась слишком публичной, открытой, яркой. И перед Путиным стала достаточно непростая дилемма. То есть, кто-то должен был победить в этой истории, если бы компанию выставляли на торги. И вообще, это показывает, что собственности остается мало. Продавать ее, с одной стороны, нужно, потому что основные номенклатурные группы заинтересованы в том, чтобы становиться легальными собственниками. Но разделить бесконфликтно эти оставшиеся активы не получается, что и доказал пример «Башнефти». И если бы дальше приватизация продолжалась, я боюсь, что это могло бы стать очень серьезным риском для политической системы. Что, на самом деле, не понимает, например, Сечин, но прекрасно понимает Путин. И в этом плане Путин, видимо, поcчитал, что сейчас выбор победителя не поможет. Потому что слишком серьезная была бы обида, например, у Сечина, если бы «Роснефти» отказали в праве на приватизацию, либо у Медведева, если бы «Роснефти» разрешили в этом участвовать. То есть, оказалось, что деструктивный потенциал для всей политической системы к этой истории оказался слишком большим. И один человек посчитал, что эта история становится слишком рискованной».

Продажу нефтяной компании отложили на фоне роста цен на углеводороды. С одной стороны, это повышает стоимость «Башнефти». А в другой — снижает потребность бюджета в деньгах от приватизации.

Тем не менее, Минфин, вероятно, рассчитывал на 300 миллиардов рублей. Почему интересы этого ведомства не были учтены? Мнение профессора Высшей школы экономики Ивана Родионова.

Иван РодионовИван Родионов профессор кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ «Сейчас очевидно, что рубль более или менее стабилен. По-видимому, опять остались остатки от бюджета прошлого года. Поэтому я думаю, то, что отложили эту операцию, ничего такого не значит. И время сейчас для приватизации не очень хорошее. И, по-видимому, сама эта приватизационная программа была как бы на черный день. То есть, если будет совсем нехорошо, то быстро это сделать. Но сейчас сбор заявок показал, что, на самом деле, такого реального интересанта в покупке компании нет по нормальной цене. Я думаю, что, так как ситуация стабилизировалась, создалась возможность с этим немного подождать. 300 миллиардов — на самом деле, не много. Так же как и триллион — немного, который вообще для всей приватизации был запланирован на этот год. Судите сами, платеж за капремонт превышает эту сумму».

Интерес к покупке «Башнефти» проявили девять игроков, главные претенденты были «Лукойл» и «Роснефть». При этом по закону, в приватизации не имеет право участвовать компания, в которой у государства крупный пакет. Однако формально «Роснефтью» владеет не правительство, а «Роснефтегаз», который, в свою очередь, полностью принадлежит «Росимуществу». То есть, «Роснефть» можно назвать косвенной госкомпанией, о чем ранее напоминали и в Кремле. В то же время, министр экономики Алексей Улюкаев недавно назвал «Роснефть» ненадлежащим покупателем «Башнефти».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию