16+
Воскресенье, 25 сентября 2016
  • BRENT $ 45.85 / ₽ 2935
  • RTS993.94
31 августа 2016, 16:48
Спецпроект: НПФ "Социальное развитие"

Опыт зарубежных пенсионных систем и его применение в процессе реформирования пенсионной системы России на современном этапе ее развития

Как устроены пенсионные системы в развитых странах? Чем они отличаются от российской? И насколько применимы эти принципы к российским реалиям жизни? Об этом рассказывает Александра Гвозденко, генеральный директор негосударственного пенсионного фонда «Социальное развитие»

Фото: Reuters

- Как организована пенсионная система в развитых странах мира? Например, странах Европы, США, Японии? В чем плюсы и минусы пенсионных систем в этих странах, по вашему мнению?

Используемые западными странами пенсионные модели традиционно делят условно на два типа: построенные по модели Бевериджа (англо-саксонской) и Бисмарка (континентальной).

Модель Бевериджа в том или ином виде используют Великобритания, США, Канада, Голландия и др. Модель предполагает гарантированное государством предоставление минимального и заранее обусловленного пенсионного обеспечения всему населению. Как правило, имеет место специальный (социальный, пенсионный) налог, базовая пенсия от государства никак не связана с уровнем жизни и доходом человека, поэтому получили распространение дополнительные режимы пенсионного обеспечения, построенные по накопительному принципу.

В Великобритании минимальная базовая пенсия формируется за счет взносов работодателя и самого работника, эти взносы идут на выплаты текущих обязательств государства. Добровольные накопления развиты, так как государство гарантирует лишь минимальную пенсию.

В Канаде имеется три уровня: базовая пенсия финансируется из общих фондов государства, обязательная формируется за счет налога на доходы физических лиц и равных отчислений за счет работодателя и используется на текущие пенсионные обязательства по распределительному принципу, третья часть — добровольная (профессиональные пенсии и частные накопления).

В США функционируют как государственные, так и частные пенсионные системы. Американцы могут формировать три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и индивидуальную (личный пенсионный счет). Государственная программа охватывает всех занятых в экономике и построена по распределительному принципу, обеспечивая минимальную пенсию. Накопительные системы делятся на государственные (для работающих на правительство и местные органы) и частные (дополнительные пенсионные системы в частном секторе экономики по месту работы). Программы с установленными выплатами финансируются за счет отчислений работодателей. Предприниматели и работники в равных долях, как правило, финансируют программы с установленными взносами. Участники, имеющие персональный счет в пенсионном фонде, имеют право выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Американец может открыть свой личный пенсионный счет в банке, паевом фонде, страховой компании. Ежегодные взносы на личные счета ограничены лимитом, уплата налогов производится только при снятии или закрытии счета.

Александра Гвозденко

Генеральный директор «НПФ «Социальное развитие»

В модели пенсионного обеспечения Японии доминирует финансируемое из бюджета государственное социальное обеспечение. На базовые пенсии имеют право все жители, независимо от уровня доходов и рода деятельности. Дополнительно к базовой наемные работники получают государственные и профессиональные (финансируются равнозначными взносами работодателей и работников) пенсии. В случае выхода на пенсию ранее общеустановленного возраста, гражданин получает ее в урезанном размере, для продолжающих работать — пенсия растет ежегодно. Многим японцам государственной пенсии не хватает, и им приходится трудиться после выхода на пенсию, либо вести собственное хозяйство.

Израиль называют «страной двух пенсий», где имеет место двухуровневая пенсионная система. При выходе на пенсию гражданин получает государственную ежемесячную выплату — аналог страховой пенсии россиянина из фонда социального страхования, независимо от стажа работы. Дополняют ее накопления, сделанные работодателем.

Модели пенсионной системы, построенные по аналогии с моделью Бевериджа, обеспечивают минимальные гарантии от государства, играющие лишь роль защиты от бедности. В этих системах достижение желательных параметров пенсионного обеспечения зависит от участия работников в дополнительных программах, развитие которых всегда зависит от устойчивости экономики страны и уровня социально-экономической стабильности государства. В то же время, они не создают тяжелого бремени для государства и не способствуют развитию иждивенчества и безразличия в вопросах личных инвестиций, формируя активную гражданскую позицию будущих пенсионеров и ответственность за свое собственное будущее.

Модель Бисмарка используют Германия, Италия, Австрия, Франция, Бельгия, Греция.

Модель предполагает финансирование за счет взносов работающих, пропорционально распределяемых между имеющими право на пенсию. Также существуют режимы дополнительного пенсионного обеспечения, но они не очень развиты. Для этой модели характерен уравнительный принцип формирования пенсий, социальное иждивенчество, снижение интереса к сбережениям. Как правило, имеет место также монопольное положение государства, которое маневрирует условиями выплат и размером пенсий; в сегодняшней России подобные процессы стало принято называть «гибкой настройкой параметров системы».

В Германии пенсионная система основана на принципе солидарности поколений, работающие платят в госфонд, откуда потом и сами получают пенсию. Половину взноса оплачивает работодатель, во время службы в армии или декретного отпуска взносы платит государство. Размер назначаемой пенсии зависит от возраста выхода на пенсию, стажа, размера зарплаты, вида пенсии и других индивидуальных коэффициентов формулы расчета. На сегодняшний день государственную пенсию дополняет производственная пенсия от предприятий и личные пенсионные планы.

Во Франции пенсии также в большинстве своем распределительные, взносы также распределены между работниками и работодателем, лица свободных профессий полностью платят самостоятельно. Существует жесткая привязка выплачиваемых пенсий к стажу.

В чистом виде эти модели практически не существовали. Каждая страна имеет свои индивидуальные черты пенсионной системы.

В целом, как демонстрируют вышеприведенные примеры, пенсионные системы стран мира сочетают в себе два основных элемента: накопительный и распределительный, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы.

Распределительная система пенсий в большей мере обеспечивает защищенность людей с низкими доходами, кроме того распределительный механизм срабатывает достаточно быстро, так как пенсии выплачиваются за счет платежей ныне работающих граждан. Развитые страны столкнулись с проблемой старения населения. Поэтому в том или ином виде был введен накопительный элемент, который не подвержен влиянию демографических факторов. При этом накопительные пенсионные системы отличаются большей степенью риска в условиях нестабильной экономической ситуации в стране: для накопления требуется более длительный срок, в течение которого инфляция обесценивает пенсионные сбережения. В то же время в случае распределительной системы инфляция также является негативным фактором, так как индексация становится финансовым бременем государства. Видимо поэтому системы, построенные по накопительной или по распределительной модели, в чистом виде в мире встречаются редко, в основном используются комбинированные варианты, в которых доминирующую роль играет одна из моделей. Распределительная система гарантирует некий минимальный уровень жизни пенсионерам, желаемый уровень пенсий достигается за счет использования страховых (накопительных) механизмов, которые в странах ОЭСР с высоким уровнем дохода (Швеция, Швейцария и др.) являются обязательными или наполовину обязательными. Стоит отметить, что в большинстве развитых стран совокупный размер взносов, уплачиваемых в пенсионную систему, выше, чем сегодня в России, а нагрузка на работодателя ниже.

Для большинства стран, столкнувшихся с демографическими трудностями, очевидной необходимостью оказалось повышение пенсионного возраста. Несмотря на то, что это весьма сложный политический процесс, страны Европейского Союза в этом вопросе оказались куда решительнее в сравнении с Россией, и уже давно применяют подобную практику. Сегодня правительство нашей страны приходит к осознанию того факта, что и нам данной участи не избежать, а некоторые эксперты говорят о том, что если бы эта непопулярная мера была реализована намного раньше, наша пенсионная система уже сейчас чувствовала бы себя гораздо комфортнее.

Различна и структура вложений пенсионных средств в пенсионных системах разных стран. Развивающиеся страны отдают предпочтение более консервативным и менее рисковым инструментам, таким как облигации, в то время развитые страны более активно инвестируют в акции и инвестиционные паи.

Ряд стран (например, Новая Зеландия) для снижения нагрузки на пенсионную систему исключают из нее высокодоходных граждан, предлагая им самостоятельно позаботиться о своем доходе после окончания трудовой деятельности. Этот опыт был положен в основу ряда предложений по реформированию пенсионной системы России.

Реформирование пенсионной системы характерно не только для России. Большинство развитых в социально-экономическом отношении государств (США, Франция, Германия, Италия, Испания и др.) пошли по пути постепенного реформирования пенсионной системы.

- Какой опыт среди зарубежных стран вы считаете успешным?

Ни в одной стране мира нет идеальной пенсионной системы, все испытывают те или иные трудности. Однако возможно применять отдельные практики, оказавшиеся успешными в ходе их реализации в той или иной стране. Так, из вышеописанного, на мой взгляд, стоит обратить внимание на следующие практики зарубежных стран:

- индексация пенсий должна производиться соизмеримо с возможностями бюджета страны. Уже сегодня мы столкнулись с проблемами пенсионной системы, связанными с несоизмеримым наращиванием обязательств, не подкрепленным реальными возможностями системы;

- планомерное повышение пенсионного возраста с учетом параметров здоровья современных пенсионеров по результатам соответствующих исследований, а также с учетом параметров возрастающих значений продолжительности жизни в стране, гибкая настройка периода дожития. В России женщины отправляются на заслуженный отдых в 55 лет, мужчины — в 60 лет, что является очень низким показателем по сравнению с другими странами;

- финансирование гарантированных государством пенсий за счет общих налогов. На мой взгляд, со временем мы вынуждены будем двигаться в этом направлении и постепенно уходить от страховых взносов, этому будет способствовать не только демография, но и автоматизация производства. Сегодня база для формирования страховых взносов — фонд оплаты труда (ФОТ). Работа техники и машин не формирует ФОТ, но формирует прибыль — базу для уплаты налогов в бюджет. Уже сегодня пенсионная система неработоспособна без трансфертов из федерального бюджета, и, учитывая тенденции развития ситуации, эта зависимость будет только возрастать, если параметры существующей системы не будут пересмотрены;

- повышение тарифов взносов, уплачиваемых в пенсионную систему. В большинстве стран мира общий тариф взносов, уплачиваемых в систему, выше, чем в России. В то же время в условиях существующей экономической ситуации, на мой взгляд, недопустимо увеличение нагрузки на бизнес, потому что только запустив процессы развития экономики, мы имеем реальный шанс выйти из сложной ситуации в пенсионной системе. В этом свете стоит рассматривать повышение тарифов за счет участия самих работников (распределения страховой нагрузки между работником и работодателем), что и демонстрирует опыт зарубежных стран, где развиты практики соразмерной уплаты взносов в пенсионную систему работником и работодателем;

- повышение роли и участия самого работника в формировании будущей пенсии, закрепление прав собственности на сформированные накопления за работником. Сегодня в нашей стране взносы в обязательную пенсионную систему уплачивает только работодатель, при этом работнику (а не работодателю) предоставлено право выбора провайдера пенсионных услуг. Подобное положение дел ведет к снижению заинтересованности работника в вопросах формирования будущей пенсии. Применение опыта зарубежных стран позволит обеспечить большую вовлеченность самих работников в процессы инвестирования и принятия значимых решений в вопросах формирования пенсии, что, в свою очередь, будет способствовать формированию культуры пенсионных накоплений и в перспективе сделает возможным создание предпосылок для развития добровольных форм накопления;

- введение квазидобровольных форм участия работника и работодателя в формировании пенсионных накоплений;

- привязка трудового стажа к размеру гарантированных государством выплат. В последнее время в России уже были предприняты правильные шаги в данном направлении, в то же время звучат предложения об увеличении минимального стажа, необходимого для получения права на страховую пенсию. В большинстве стран мира предъявляются более жесткие требования в части продолжительности страхового стажа. Постепенное и мягкое повышение — верное решение.

Кроме того, стоит развиваться в направлении повышения эффективности инвестирования. Современные тенденции связаны с применением опыта развитых стран в части вопросов инвестирования: расширением перечня инструментов для инвестирования, сокращением доли условно безрисковых инструментов, увеличением доли разрешенных инструментов, позволяющих использовать накопления в качестве длинного инвестиционного ресурса, способствующего развитию национальной экономики под контролем регулятора, развитием в направлении использования принципов ответственного инвестора и фидуциарной ответственности.

Особое внимание в последнее время было привлечено к опыту таких стран, как Австралия и Новая Зеландия, в связи с высоким рейтингом устойчивости их пенсионных систем. Поэтому считаю необходимым остановиться на рассмотрении опыта этих стран более подробно.

Австралийская система основывается на сочетании государственной и частной пенсии. Государственная финансируется из бюджета на распределительных принципах, не требует стажа работы и обеспечивает минимальные гарантии защиты от бедности. Выплачивается любому гражданину Австралии, достигшему пенсионного возраста. Размер выплат ранжирован в зависимости от условий ее получения, в том числе условия: является ли пенсионер одиночкой либо составляет семейную пару. Пенсионные нормативы регулярно пересматриваются в зависимости от роста цен. К пенсии прилагаются различные льготы (бесплатный проезд, лекарства). Размер государственной пенсии зависит от доходов и собственности гражданина. При наличии достаточно высокого дохода, либо высокого размера стоимости собственности (либо сочетания указанных параметров) размер пенсии сокращается, вплоть до отказа от выплат. Негосударственная пенсия тоже считается доходом.

Таким образом государство снимает с себя ответственность за пенсионное обеспечение граждан, которые в состоянии обеспечить себя самостоятельно, и не утяжеляет пенсионную систему обязательствами по отношению к богатым гражданам. Австралия, как и многие другие страны, быстро стареет, и в перспективе сокращение государственных пенсий — неизбежное следствие. Поэтому в стране большое значение придается развитию деятельности частных пенсионных фондов, в которые уже несколько десятилетий работающие граждане делают взносы в обязательном порядке. В большинстве случаев и работодатель обязан вносить равнозначную сумму. Пенсионные фонды — частные учреждения, но их деятельность довольно жестко регламентируется и контролируется. Австралийцы имеют право выбора пенсионного фонда, но часто остаются в фондах, которые когда-то установили постоянные связи с их компаниями-работодателями (ранее, до внесения изменений в законодательство, компании имели постоянные соглашения с фондами, которые в большинстве случаев имели одного вкладчика, который одновременно являлся и владельцем фонда). Если человек ничего не выбрал, накопления по умолчанию переводятся в фонд с максимально простым инвестиционным планом.

Пенсионные фонды обязаны предлагать своим вкладчикам на выбор несколько инвестиционных стратегий, отличающихся степенью риска и доходностью. Пенсионный фонд, в отличие от других финансовых организаций, имеет ряд налоговых льгот, что дает ему преимущества: австралиец, желающий скопить на старость, выберет именно пенсионный фонд.

Таким образом, в Австралии фактически работает три составляющих: первая выплачивается государством за счет сбора налогов, вторая — негосударственными пенсионными фондами за счет отчислений самих граждан, третья часть — добровольная (будущий пенсионер может делать добровольные отчисления). Пенсионный возраст у мужчин и женщин — 65 лет, воспользоваться накоплениями можно уже в 55. Планируется увеличение границ пенсионного возраста до 67 лет к 2023 году. Каждый австралиец имеет свой частный пенсионный план, согласно которому работодатель отчисляет в негосударственные пенсионные фонды взносы, составляющие как минимум 9,5% зарплаты работника (планируется увеличение до 12%). Работодатель освобождается от перечисления взносов, если зарплата работника окажется меньше минимально установленной величины, либо если в течение года работник уже скопил установленную сумму (напоминает предел страхуемого заработка в России). Доходность частных пенсионных фондов в Австралии достаточно высокая при относительно невысокой инфляции.

Австралийцы продолжают зависеть от государственных пенсий, сегодня размер накоплений в пенсионных фондах недостаточно велик (сказывается влияние ранее действовавших либеральных законов и более низких норм отчисления). Получив право на получение денег с учетом возраста, гражданин полученную сумму (чаще всего в виде единовременной выплаты) предпочитает тратить на решение насущных проблем, оставаясь на будущее лишь с государственной минимальной пенсией. Тем не менее, в будущем жители Австралии смогут подходить к пенсионному возрасту с относительно более значительным объемом накоплений, и на общемировом фоне пенсионная система Австралии выглядит образцом для подражания.

В индексе устойчивости пенсионных систем по данным исследования Allianz Asset Management в сфере международных пенсионных систем австралийская заняла первое место, в то время как российская — 14 место из 50-ти (что тоже не самый плохой результат, означающий высокую устойчивость, мы следуем сразу за Финляндией и выше таких стран, как Франция, Германия и Япония). Это означает, что пенсионная система Австралии, имея аналогичную демографическую ситуацию, оказалась более приспособленной к вызовам современной реальности.

Сегодня пенсия в России состоит из фиксированных выплат, страховой пенсии (по старости, в том числе досрочная, по инвалидности и по случаю потери кормильца) и накопительной пенсии. Пенсионный возраст составляет 60 лет для мужчин, 55 лет — для женщин. Для получения права на пенсию необходимо иметь страховой стаж, до 1 января 2015 года его продолжительность составляла всего 5 лет, до 2025 года планируется постепенное увеличение до 15 лет. Также для получения права на пенсию необходимо иметь индивидуальный пенсионный коэффициент не ниже установленного законом (к 2025 году планируется увеличение до 30). Фиксированная выплата назначается при условии назначения страховой пенсии и является минимальной государственной гарантией пенсионного обеспечения. Пенсия в России формируется из взносов только в страховую пенсию или в страховую и накопительную (право выбора было реализовано до конца 2015 года). Накопительная пенсия может формироваться как в ПФ РФ, так и в НПФ по выбору гражданина.

Все работодатели сегодня отчисляют тариф 22%, рассчитываемый от заработной платы работников, в ПФ РФ. Далее эти деньги идут на выплаты пенсионерам либо на формирование пенсионных накоплений. Накопительная пенсия (6% в составе 22%) существует только для граждан 1967 года рождения и моложе, успевших до конца 2015 года сделать выбор способа формирования пенсионных накоплений.

Кроме того, в России имеют место быть добровольные программы негосударственного пенсионного обеспечения (как корпоративные, так и частные), однако этот сегмент в настоящее время активно не развивается и даже стагнирует.

Следующие признаки отличают австралийскую пенсионную систему от российской:

- наличие пенсионного плана для осуществления пенсионных отчислений работающим гражданином;

- основная часть выплат осуществляется из частной пенсионной системы;

- тариф взносов для работодателя ниже в сравнении с российским (это способствует развитию экономики);

- пенсионный возраст выше;

- необходимость и размер выплат определяются с учетом текущих потребностей и возможностей пенсионера;

- более высокая доходность пенсионных фондов;

- наличие нескольких инвестиционных стратегий, предлагаемых на выбор гражданам провайдерами услуг;

- источник выплат из государственной системы — налоги, а не страховые взносы.

Безусловно, невозможно весь этот опыт целиком перенести на российскую пенсионную систему. В то же время вопрос сокращения затрат государства на пенсионную систему в России сегодня стоит достаточно остро, поэтому все представленные позиции стоит рассмотреть, адаптировав их с учетом российских особенностей. В частности, на мой взгляд, стоит уделить внимание:

- вопросам мягкого повышения пенсионного возраста,

- возможностям учета реальных потребностей (с учетом финансового состояния пенсионера) в финансировании государством гражданина при назначении пенсии. Сегодня в России уже предприняты меры по сокращению затрат на выплаты пенсий в условиях дефицита бюджета (исключена индексация пенсий работающим пенсионерам). Кроме того, рассматриваются и такие предложения, как отмена досрочных пенсий для учителей, медиков и творческих работников, отказ от выплат пенсий (либо их фиксированной части) работающим пенсионерам, отказ от выплат досрочных пенсий тем, кто получил на них право по причине работы во вредных и опасных условиях, но продолжает работать на тех же самых производствах и др. Опыт Австралии может оказаться полезным в выработке решений по сокращению дефицита бюджета ПФ РФ и трансферта из федерального бюджета;

- развитию частных пенсионных систем;

- сокращению нагрузки на работодателя за счет перераспределения тарифа между работодателем и самим работником;

- развитию инструментов и механизмов инвестирования для достижения более высоких показателей доходности, а также расширения возможности выбора стратегий инвестирования (с различным соотношением риск-доходность).

Похожим образом работает пенсионная система в Новой Зеландии (третье место в индексе устойчивости пенсионных систем по данным исследования Allianz Asset Management в сфере международных пенсионных систем). Здесь существует две линии накопления средств.

Во-первых, государственная пенсия формируется из средств налогообложения, во-вторых, работающий гражданин ежемесячно отчисляет процент из заработанных денег в пенсионный фонд. Для получения пенсии от государства требуется прожить в стране установленный законом срок. Показателем для расчета пенсии является средняя заработная плата по стране, пенсионная ставка меняется с учетом инфляции. Стаж работы не учитывается, но на размер пенсии влияют другие показатели: состоит ли человек в браке, проживает один либо с кем-то еще, получает ли супруг пенсионное пособие, имеются ли другие доходы и др.

Любой новозеландец, даже несовершеннолетний с согласия его родителей, может присоединиться к программе KiwiSaver и отчислять 3-5% своего дохода (и дополнительные средства по возможности) в выбранный инвестиционный фонд с участием государства и работодателя (не менее 3% до уплаты налогов). Фонды отличаются по уровню рискованности / доходности. За «молчунов» фонд выбирает работодатель или государство.

С момента начала трудовой деятельности присоединение к системе производится автоматически, и на счет сразу же зачисляется стартовая сумма. Кто не желает участвовать в системе, может от нее отказаться, для этого отводится срок с момента первого трудоустройства. Стартовая сумма стимулирует остаться в системе.

Кроме того, имеется мотивация копить: при достижении определенной величины счета на него поступает весомое софинансирование государства (до половины средств на счете).

Доступ к пенсионным деньгам граждане получают при наступлении установленного возраста или в особых случаях раньше (например, при приобретении жилья впервые, либо в случае тяжелого финансового положения, болезни). При достижении пенсионного возраста работник может всю сумму направить на выплаты пенсии, перевести на банковский счет, купить недвижимость.

- Применимы ли принципы зарубежного опыта к российским реалиям?

Россия все еще в поисках совершенной модели управления пенсионным обеспечением граждан. Сегодняшняя пенсионная модель России имеет свои особенности, и ее нельзя напрямую отнести к образцам западных систем. Мы используем комбинированную систему, сочетающую накопительный и распределительный элемент, что неоднократно подчеркивалось международными экспертами в качестве её преимущества.

России необходимо понимать и применять успешный опыт построения пенсионных систем в западных странах, адаптируя его к своим особенностям, а также этапу развития экономики, общества в целом и пенсионной системы.

Так, до реформы 2002 года в России имела место распределительная система, в максимальной степени приближенная к модели Бисмарка, после реформы она приобрела распределительно-накопительный характер. Подобная модель, уникальная в своем роде, подверглась многочисленным изменениям и продолжает реформироваться по сей день.

В частности, использовала Россия и опыт Чили, где ответственность за формирование пенсионных накоплений была перенесена на работающих граждан, которые сами выбирают управляющую компанию для инвестирования сформированных накоплений.

Культура сбережений формируется годами, поэтому важно обеспечить планомерность реформ, резкие движения в пенсионной отрасли неприемлемы. Возможно, частые смены правил игры в пенсионном законодательстве России — одна из ключевых причин, по которым добровольные накопления не развиваются так, как это происходит на Западе.

Возможно, российской системе не хватает гибкости. Размер пенсии россиян зависит от стажа работы, доходов и от того, сколько они смогли самостоятельно отложить на старость. Нет учета других факторов. Например, очевиден факт того, что расходы одинокого пенсионера выше, чем у того, кто живет с супругом, не учитывается уровень благосостояния (богатства) пенсионера.

В полной мере опыт зарубежных стран применить невозможно, необходимо учитывать степень развития экономики, пенсионной системы и состояние ее институтов. Кроме того, по официальным заявлениям главы Минтруда, за каждого пятого трудоспособного гражданина РФ не перечисляются страховые взносы. Поэтому в нашей стране в первую очередь стоит обратить внимание на механизмы вывода бизнеса из тени. Любые меры по увеличению нагрузки на работодателя могут иметь обратный эффект.

*Информация для подготовки материала была получена из открытых источников

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории