16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
2 сентября 2016, 11:21 Компании

Алексей Володин: Страхование корпоративных рисков становится локомотивом для всей отрасли

Лента новостей

BFM.ru обсудил последние новости и тренды российского страхового рынка с заместителем генерального директора, директором департамента страхования корпоративных рисков ВТБ Страхование Алексеем Володиным

Фото: ВТБ
Алексей, крупнейшие российские страховые компании подвели итоги первого полугодия, и аналитики заметили такую тенденцию, что заработали они, в основном, на корпоративных рисках. Как для вас прошли первые полгода?
Алексей Володин: После фактического падения страхового рынка в 2015 году уже в 2016 мы видим новую тенденцию — пусть пока небольшой, но все же рост, как страхового рынка в целом, так и корпоративного страхования в частности. И речь идет не только о сегменте ДМС, который традиционно прирастает на размер медицинской инфляции. Да, по-прежнему не видно крупных строительных проектов, которые бы двигали рынок за счет страхования строительно-монтажных рисков. Но тем не менее, никто не отказывается от страхования ради экономии, особенно в сегменте добровольного страхования имущества юридических лиц. Проникновение в добровольных видах страхования все выше. По итогам 1 квартала 2016 года прирост в сегменте страхования ИЮЛ составил 7%, а у ВТБ Страхование по итогам полугодия — 58%! Так что спрос на страхование растет, причем и у крупного бизнеса, и у средних и малых предприятий.

Сегодня в структуре страхового рынка 40% приходится на корпоративное страхование и на 60% — на розницу. Но если в розничном сегменте растет в первую очередь банкострахование, которое включает в себя много по сути вмененных страховок при кредитовании, то корпоративный сектор растет исключительно на добровольных видах. Это и есть положительный тренд в сегменте, который способен тянуть за собой весь страховой рынок.

За последний год одним из крупных сегментов в корпоративном страховании стало страхование космических рисков. Известно, что вы были единственным страховщиком первого запуска космодрома «Восточный». Для вас этот сегмент насколько важен?
Алексей Володин: Да, 2015 год был достаточно удачным и показал хорошую статистику с преобладанием успешных запусков. На фоне нынешней общеэкономической ситуации и санкций возникает острая необходимость в введении новых подходов к страхованию космических рисков. Игроки этого сегмента рынка должны повышать прозрачность и открытость своей работы. Ключевой тенденцией ближайшего времени станет перераспределение рынка страхования космических рисков между крупнейшими высокорейтинговыми страховщиками для повышения качества услуг и сохранения страховых тарифов.

Страховщикам придется строить свою работу с учетом весьма важного фактора — ужесточения правил игры со стороны государства вообще, и ракетно-космической отрасли в частности. ЦБ продолжает вводить целый ряд изменений в правилах игры в этом сегменте. Например, одна из таких новаций — достаточно серьезное ужесточение со стороны государства в оценке активов страховщиков.

Понятно и другое — ужесточение регулирования приведет к повышению надежности и прозрачности рынка. Очищение рынка от недобросовестных участников позволит избавить страхователей от проблем с получением выплат, что в конечном итоге повысит доверие к страховщикам.

Общий объем страховой премии по договорам 2015 года составил без малого 4 миллиарда рублей. Из этой суммы почти 1,5 миллиарда, то есть 38%, приходится на 4 страховых компании с рейтингом А++. Еще 26% (а это миллиард рублей от страхового пирога) досталось компаниям с рейтингами А и А+.

Космическая отрасль России активно минимизирует расходы на страхование при сохранении уровня страховой̆ защиты. Роскосмос намерен повышать надежность страхового покрытия за счет перевода страхового портфеля к высокорейтинговым страховщикам. Для этого Госкорпорацией уже проводится целый комплекс соответствующих мероприятий. Отныне предпочтение будет отдаваться преимущественно крупным игрокам страхового рынка страны. То есть, страховщикам с высокими рейтингами, большим размером собственных средств и т.д.

Общая емкость рынка космического страхования уже в 2016 году увеличилась на 46% и достигла 22 млн долларов США. А значит этот рынок интересен, и за него стоит побороться.

Что мы, собственно, и делаем. ВТБ Страхование в 2016 году реализовало ряд крупных проектов в сфере страхования космических рисков. Компания взяла на себя страховую ответственность за производство и доставку на Байконур космических пилотируемых аппаратов «Союз» и грузовых кораблей «Прогресс», а также застраховала производственные риски космического аппарата «Ангосат», который изготавливается по заказу Анголы. Помимо этого, по заказу «РКК «Энергия» компания ВТБ Страхование обеспечила страхование запуска космонавта Республики Казахстан Айдына Аимбетова на МКС с космодрома Байконур 2 сентября 2015 года — компания обеспечила страховую защиту жизни и здоровья космонавта во время предстартовой подготовки, полета и пребывания на МКС, возвращения на Землю и период послеполетной реабилитации. Страхованием были также обеспечены риски гражданской ответственности, связанные с реализацией проекта.

Крупнейшим проектом стало страхование первого в истории запуска ракеты-носителя «СОЮЗ 2.1.а» с космодрома Восточный, которая вывела на орбиту космические аппараты «Ломоносов», «АИСТ-2Д» и «Контакт-Наноспутник 235 КС».

Помимо запуска «Союза МС» и первого старта с Восточного ВТБ Страхование в этом году обеспечивает защиту российских космонавтов и принимает участие в страховании всех запусков с Байконура по Федеральной космической программе до конца 2016 года. В том числе застрахована гражданская ответственность по всем запускам с Байконура в этом году, а также стартовые комплексы космодрома, с которых они будут осуществляться.

Давайте поговорим об одном из главных событий этого года — это создание национальной перестраховочной компании. Много о ней говорили и в прошлом году, и в этом, поэтому повторяться не будем, но вот она создана. Что сейчас происходит? Как с ней ведется работа?
Алексей Володин: На текущий момент вопросов к работе НПК остается достаточно много. Учитывая тот факт, что законом пока установлены лишь базовые принципы работы НПК, основные сложности могут возникнуть при уже непосредственной работе. Например, может ли 10% доля, предусмотренная к передаче в НПК, быть организована на базе облигаторного перестрахования, чтобы уменьшить трудозатраты участников рынка по передаче данных рисков? Если нет, то какие сроки будут установлены для ответа об участии/неучастии? Это влияет на трудозатраты компании и количество занятых в данных процессах людей.
Сможет ли НПК составить конкуренцию западным перестраховщикам, в чем именно?
Алексей Володин: Тут стоит говорить не о конкуренции, а скорее о достаточности емкостей НПК и возможности брать на себя те или иные риски. Получится ситуация, когда вместо размещения части рисков в плане перестрахования на западе, российские компании придут в НПК. То есть западные страховщики просто недоберут часть средств. Потянет ли эти риски НПК — вот в чем вопрос. Так что возможность конкуренции покажет только работа НПК, а именно оперативность ответов, поддержка рыночных условий и предоставляемая емкость.
Как вы считаете, нужно ли дополнительное разъяснение от ЦБ/НПК по критериям санкционных рисков? Есть ли у вас свое видение этих критериев?
Алексей Володин: Для тех компаний, которые напрямую поименованы в списках, вопросов не возникает. Сложности появляются в компаниях со сложной структурой капитала, так как западный рынок определяет, под санкциями они или нет, по конечному выгодоприобретателю. В ряде случаев санкционный риск выявляется на этапе именно размещения риска в перестрахование и дополнительной работы по анализу компании-клиента и определения превалирующего бенефициара. У нас есть ряд IT-сервисов по анализу контрагента, но не всегда это работает на 100% корректно. Положительный эффект дал бы собственный анализ рисков на санкции, который могут проводить НПК или ЦБ, и предоставление таких данных страховому рынку.
Как изменится работа брокеров с приходом НПК? Как изменится ваше взаимодействие с ними? Будут ли сложности в их работе? В чем они будут заключаться? Дает ли им создание НПК новые возможности или дополнительные сложности?
Алексей Володин: Безусловно, изменится. И в мире, и в России страховые брокеры играют немаловажную роль при факультативных размещениях крупных рисков. Доступ на ряд рынков перестрахования в принципе невозможен без профессиональных перестраховочных посредников. Основной вопрос — будет ли НПК рассматривать риск к размещению от брокера, а не от страховщика. Пока ответ на него до конца не ясен. Если будет, то в целом процесс останется прежним, сохраняется лишь вышеупомянутый вопрос по срокам ответа и условиям участия. Если же нет, то возможные сложности останутся на уровне взаимодействия страховщика и НПК. Окончательный ответ на эти вопросы предоставит 2017 год и разъяснения по регулированию данного вопроса от ЦБ.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию