16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 88.38 / ₽ 8245
  • RTS1163.50
5 сентября 2016, 14:29 Политика
Актуальная тема: Кризис в Сирии

«Компромисс еще не созрел». Зачем встречались Путин и Обама?

Лента новостей

Россия и США либо не смогли свои позиции свести воедино, либо просто сочли, что у них нет достаточного влияния на третьи стороны в конфликте, считает эксперт по международным отношениям Михаил Троицкий

Президент РФ Владимир Путин и президент США Барак Обама (слева направо) во время встречи в Ханчжоу, Китай.
Президент РФ Владимир Путин и президент США Барак Обама (слева направо) во время встречи в Ханчжоу, Китай. Фото: Alexei Druzhinin/Reuters

Владимир Путин и Барак Обама обсудили Украину и Сирию на полях G20. «Встреча проходила дольше, чем планировалось. После этого еще Обама с Путиным переговорил с глазу на глаз», — приводит «Интерфакс» слова Дмитрия Пескова. Пресс-секретарь добавил, что встреча прошла хорошо и работа будет продолжена.

Встрече предшествовали переговоры на уровне глав дипломатических ведомств. По словам госсекретаря Джона Керри, Россия и США по-прежнему не могут прийти к согласию по нескольким вопросам в рамках сделки по взаимодействию в Сирии. Сам Обама ранее заявил о возможности добиться на переговорах «некоторого прогресса». По данным РИА Новости, очередная встреча Керри и Лаврова запланирована на ближайшие дни.

Business FM обсудила неопределенные итоги переговоров Владимира Путина и Барака Обамы с экспертом по международным отношениям Михаилом Троицким. С ним беседовал Игорь Ломакин.

Михаил Троицкий: Переговоры или дипломатия никогда не прекращаются, но прорывных соглашений удается достичь весьма редко, они случаются только тогда, когда участвующие стороны приходят к выводу, что дальше так продолжаться не может, что сложившаяся ситуация слишком болезненная и для одной, и для другой стороны, вот тогда они и приходят к компромиссу. Сейчас, я думаю, компромисс или какая-то договоренность по Сирии, если идет речь о Сирии, ну и тем более по Украине, еще не созрела.
То есть встреча-то получилась формальной?
Михаил Троицкий: Мы не можем об этом говорить, пока не будут известны детали, если они когда-нибудь будут известны.
Но мы знаем предисловие, мы знаем то, что предшествовало этому.
Михаил Троицкий: Этому предшествовали заявления о надеждах относительно соглашения по борьбе с противниками или, скажем так, с исламскими экстремистами Сирии, но, по сути, было понятно, что позиции сторон далеки друг от друга. США и Россия по-разному смотрят на перспективы осады целого большого города в Сирии Алеппо. Для США важен фактор гуманитарной катастрофы, они хотят по возможности прекратить эту катастрофу. Россия, конечно, тоже обеспокоена ситуацией, но для России важно дать возможность правительственным войскам президента Асада в Сирии получить максимальное преимущество на поле боя. Есть другие игроки: есть сам Асад, есть Иран, которому нужно любой ценой сохранить президента Асада. В этой всей комбинации интересов Россия и США либо не смогли свои позиции свести воедино, либо просто сочли, что у них нет достаточного влияния на третьи стороны в конфликте, такие как Иран и Асад, например, или Турция, чтобы о чем-то сейчас договориться, что они смогут выполнить.
А по Украине, как вам кажется?
Михаил Троицкий: Я думаю, что по Украине тупик сохраняется. На Украине было объявлено перемирие 1 сентября. Если оно будет поддерживаться, если действительно интенсивность опасных боестолкновений снизится, мы снова перейдем к ситуации, где нужно обсуждать порядок действий сторон на Донбассе: сначала выборы, а потом передача Киеву определенного политического контроля над этими территориями, или сначала политический контроль и выборы по украинским законам. Этот вопрос не решен и вряд ли, я думаю, будет решен в обозримом будущем. При этом контакты будут сохраняться. Это хорошо, когда идут контакты, когда стороны по крайней мере осведомляются о взаимных позициях, пытаются узнать, не произошли ли изменения. Я пока не вижу, почему изменения могут происходить или по Сирии, или по Украине.
С точки зрения практической дипломатии какой был вообще смысл разговаривать с президентом, который на жаргоне зовется «хромой уткой» (президент, который покидает свой пост — Business FM)? Есть ли вообще в этом практический смысл?
Михаил Троицкий: Конечно, президент, в особенности если идет речь о президенте Обаме, принимает все ключевые и политические решения в США и будет их принимать вплоть до конца января следующего года, когда состоится инаугурация нового президента. Очень многие уходящие президенты именно в последние месяцы выступали с важными инициативами, подписывали важные документы и так далее. Так что я, честно говоря, даже не понимаю такой постановки вопроса. Другого президента нет. Если Россия не хочет, она может перестать общаться с США. Но насколько я понимаю, к счастью, как раз России и российской стороне очень нравится возможность встречаться на разных уровнях, от экспертного до дипломатов, министров иностранных дел и президентов с представителями США. Это поднимает статус России на международной арене.

Уходящий президент США заинтересован в успехах по Сирии и Украине, считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко: «Обаме нужны, конечно же, успехи сейчас, потому что у него очень серьезные проблемы с его наследием. Он в прошлом году добился подписания договора о Транстихоокеанском партнерстве, запустил процесс Трансатлантического партнерства. Это две огромные зоны свободной торговли: одна включает в себя азиатские страны, другая — ЕС. И вдруг появились проблемы с ратификацией Транстихоокеанского партнерства и проблемы в переговорах с европейцами по Трансатлантическому партнерству. Соответственно, ему вдобавок к тем успехам, которые у него уже есть — а он в копилку к себе может внести нормализацию отношений с Ираном и с Кубой — ему, конечно же, надо бы добиться какого-то прогресса на этих двух треках — на сирийском и украинском. Поэтому Обама и его команда будут пытаться все-таки до момента его ухода с поста президента добиться прогресса, желательно по обоим направлениям».

Также президент Путин заявил, что пока не принял решение об участии в президентских выборах 2018 года. «Я пока ничего для себя не решил», — сказал Путин в интервью международному информационному холдингу Bloomberg. По его словам, «нужно пройти парламентские выборы, посмотреть на результат». «И даже после этого у нас впереди будет почти два года. Поэтому говорить об этом абсолютно преждевременно. Знаете, в современном, быстро меняющемся мире говорить об этом просто вредно», — отметил российский лидер.

На полях саммита G20 также проходят переговоры по ситуации на Украине. По данным ТАСС, в ней принимают участие Барак Обама, Франсуа Олланд и Ангела Меркель. Агентство сообщает, что встреча является закрытой для сотрудников прессы.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию