16+
Воскресенье, 4 декабря 2016
  • BRENT $ 54.19 / ₽ 3462
  • RTS1050.21
22 сентября 2016, 15:34 Общество

Россия удвоила представительство в рейтинге лучших вузов

Его составил британский журнал Times Higher Education. Что помогло российским вузам, как изменилась их политика?

Вид на главное здание Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Вид на главное здание Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

В рейтинг лучших вузов мира по версии британского журнала Times Higher Education (THE) вошли 24 российских университета. Для сравнения: в прошлом году в этот рейтинг попали всего 13 отечественных образовательных учреждений.

Лучшим из российских традиционно признали МГУ, занявший 188-е место. Впрочем, надо отметить, что в этом году в рейтинг включена почти тысяча вузов, в то время как в прошлом их было 800. Интересно, что в рейтинг попали и региональные вузы — Нижегородский, Самарский и Сибирский университеты. Главные критерии отбора — образование, научно-исследовательская деятельность, цитируемость, число иностранных студентов, инновационная работа. За счет чего Россия всего за год удвоила свое представительство в престижном британском рейтинге?

Виталий Калинин федеральный эксперт в области профессионального образования «Рейтинги институтов складываются из совсем разных показателей и источников. Меня немножко удивило появление Самарского университета, еще каких-то вещей, как они туда попали, я не очень понимаю. Сейчас это участие в рейтинге говорит о том, что мы действительно научились учитывать требования международного сообщества, то есть мы реально пусть не в Болонский сходим процесс, общеевропейский, тут в данном случае идет общемировой, мы начинаем учитывать требования всевозможных международных организаций, занимающихся образованием, в том числе научились пиариться. И это ни в коем случае не говорит об уровне нашего образования, но оно недостаточно высокое, я бы сказал. Научились правильно и грамотно заполнять документы международного уровня, мониторить всякого рода нововведения в образовательной сфере, в институтах, в университетах сидят специальные люди, которые следят за международными рейтингами и вовремя подают документы».

Еще одна причина — российская система оценки высших учебных заведений сейчас ориентирована как раз на показатели, которые используют при составлении ведущих мировых рейтингов. К примеру, публиковаться преподаватели стараются в определенных изданиях, говорит академик Российской академии образования Владимир Шадриков.

Владимир Шадриков академик Российской академии образования «Какие цели выставляет управляющая система, туда и двигается тот, кем хотят управлять. Выставлена система показателей, которые включены в рейтинги, и вузы стали на это в большей мере ориентироваться, свою работу строить так, чтобы эти показатели были достойными. Я думаю, что это главный фактор, остальные факторы пока особо нельзя отметить. Финансирование высшей школы последние годы не увеличивается, соответственно идет вялое совершенствование материально-технической базы, зарплата преподавателей растет пока медленнее, чем было запланировано. Но направление работы сейчас более целенаправленное. Но работа идет над тем, чтобы улучшались показатели, которые учитываются в рейтинге, в частности, такой показатель, как рейтинг цитирования, авторы начинают ориентироваться на издания, которые учитываются в соответствующих рейтинговых показателях».

Но что от попадания в международные рейтинги выигрывают сами вузы? Для российских учебных заведений это означает больше возможностей для привлечения иностранных студентов, реже это влияет на стоимость обучения, пояснил Business FM ректор Московского физико-технического института, также попавшего в британский рейтинг, Николай Кудрявцев.

Николай Кудрявцев ректор Московского физико-технического института «Если, например, вы привлекаете иностранных студентов, это вам очень сильно помогает, потому что они смотрят, где вуз находится в рейтинге, соответственно, делают свои выборы. Положение российских вузов в этих рейтингах пока ниже, чем реальное состояние нашего образовательного процесса. Мы начали этим заниматься только в последнее время, а там очень значимы репутационные показатели. Просто нас меньше знает широкая публика, потому что там оценивает пул экспертов, от 10 до 20 тысяч по всему миру. В этом пуле мала пропорция российских экспертов. Пока в нашем вузе «платных» студентов не очень много, это просто наша специфика. У нас и конкурс очень высокий, он был высокий и до рейтингов, дальше практически некуда. Мы точно не имеем никаких планов в связи с этим увеличивать стоимость обучения. Кто-то, может быть, будет иметь другие планы на этот счет».

В тройке лидеров Калифорнийский технологический институт (США), Оксфордский университет (Великобритания), Стэнфордский университет.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории