Четверг, 28 марта 2024
19 октября 2016, 21:58 ТехнологииНаука

Модуль Schiaparelli в поисках жизни на Марсе

Россия и Европа вплотную приблизилась к ответу на вопрос: есть ли жизнь на Марсе? Посадка десантного модуля Schiaparelli на Красную планету может сделать громкое открытие

Наблюдение в Европейском космическом агентстве за спускаемым модулем Schiaparelli первой российско-европейской миссии «ЭкзоМарс». Фото: Uwe Anspach/DPA/TASS

Есть ли жизнь на Марсе? На этот вопрос, возможно, даст ответ, совершивший посадку на Красную планету российско-европейский десантный модуль Schiaparelli миссии «ЭкзоМарс-2016».

Как сообщило Европейское космическое агентство, модуль вошел в атмосферу Марса на высоте около 122,5 километра со скоростью около 21 000 километров в час. Парашют раскрылся на высоте около 11 километров.

В свою очередь, руководитель отдела наземных научных комплексов Института космических исследований РАН Владимир Назаров подтвердил посадку модуля на Марс и отметил, что его состояние пока определить не удалось. От модуля поступает сигнал, но отсутствуют данные телеметрии. Но хотя бы то, что он приземлился, это уже большое достижение, считает ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт.

Натан Эйсмонт ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН «Марс очень интересен, и интересен, прежде всего, в плане подтверждения того, что мы как живые организмы — единственные или не единственные. По-прежнему есть надежда, что на Марсе жизнь есть или была. И вот эта миссия нынешняя, она направлена в первую очередь на решение именно этой задачи. Какого-нибудь твердого подтверждения... все-таки обнаружены признаки того, что жизнь была, или что она есть, нет. Хотя к этому приблизились. И вот в каком плане. Если уж говорить совсем конкретно. Одним из признаков жизни на Марсе является присутствие метана. Так вот те аппараты, которые сейчас работают, обнаружили или, можно сказать, с неким сомнением почти обнаружили присутствие метана. Причем, в каком плане? Что метан появляется и исчезает. Это означает, что, по-видимому, есть какие-то источники этого газа, признака былой жизни. Раз есть источники, значит, кто-то поддерживает эти источники. И тогда появляются некие гипотезы. Либо метан биологического происхождения, либо он происхождения химического. Пока что ни та, ни другая гипотеза не могут быть достаточно обоснованы. Но над этим работают, и если сейчас будут какие-то новые подтверждения о наличии вот этих субстанций, то тогда можно сказать, что мы сильно приблизились к такому сакраментальному вопросу: есть ли жизнь на Марсе?»

Российско-европейская миссия «ЭкзоМарс-2016» стартовала 14 марта 2016 года запуском с космодрома Байконур ракеты-носителя «Протон-М». На борту модуля есть пакет научной аппаратуры, которая будет записывать скорость ветра, влажность, давление и температуру во время посадки. Также аппаратура получит первые научные данные по электрическим полям на поверхности Марса.