16+
Суббота, 3 декабря 2016
  • BRENT $ 54.19 / ₽ 3462
  • RTS1050.21
3 ноября 2016, 10:00 Недвижимость

Два в одном: после объединения двух компаний в России появится крупнейший застройщик

Группа ПИК до конца года проведет сделку по покупке ГК «Мортон», после чего последний бренд перестанет существовать, а объединенная компания займет 20% рынка Московского региона

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

В последние дни главной новостью российского рынка недвижимости стала покупка Группой ПИК ГК «Мортон», в результате которой объединенная компания станет крупнейшим застройщиком страны с заявленным оборотом в 180 млрд рублей. В ближайшие пару лет группа планирует увеличить этот показатель до 190 млрд рублей, что позволит ей занять около 20% рынка индустриального домостроения Московского региона, исчисляемые в квадратных метрах.

Несмотря на развернувшиеся дискуссии вокруг этого события, негативных комментариев, касающихся этой сделки, практически нет. Разумеется, участники рынка не в восторге от появления столько мощного конкурента, которое обострит и без того ожесточенную борьбу за покупателя, зато власти, похоже, эту сделку только приветствуют. Например, заместитель председателя правительства Подмосковья Герман Елянюшкин уверен, что укрупнение рынка — дело хорошее и соответствующая тенденция в ближайшее время будет только набирать силу. По его прогнозам, уже через несколько лет вместо 500 застройщиков на рынке области останется около 100, что позволит покупателям не беспокоиться о риске пополнить список обманутых дольщиков, а сосредоточиться на поиске качественного жилья. Что же касается угроз монополизации, то пока по объективным причинам рынок принадлежит покупателям, а не продавцам, о росте цен и говорить не приходится.

Дмитрий Котровский партнер девелоперской компании «Химки Групп» «С точки зрения конкуренции со стороны других игроков, от объединения двух компаний ничего не изменилось, так как оба застройщика работали в одном сегменте, производя во многом схожий продукт, только позиционирование бренда и история у них были разные. Конечно, теперь ПИК — это мегаигрок, который способен конкурировать, в частности, маркетинговыми бюджетами. Те силы, что раньше приходилось тратить на защиту от конкурента, теперь можно направить либо на еще больший охват, либо на работу с креативом. На рынок компании такого размера могут влиять прежде всего ценой за счет снижения себестоимости строительства. Специфика рынка недвижимости и строительного рынка такова, что монополизировать его практически невозможно: слишком разный продукт, ценовые классы, локационная зависимость и влияние принципа экстерриториальности».

Эксперты признают, что объединенная компания с рекордной долей на первичном рынке Московского региона все же будет оказывать влияние на уровень цен в массовом сегменте, поэтому конкурентам в дальнейшем придется действовать с оглядкой на проекты ПИК. Особенно внимательными придется быть застройщикам, работающим в соседних локациях: не исключено, что группа пересмотрит концепцию уже строящихся объектов и будет активно работать над усовершенствованием запланированных, предлагая покупателям более высокое качество по лучшим ценам. Впрочем, рассчитывать на демпинг потенциальным новоселам все же не стоит.

Павел Брызгалов директор по стратегическому развитию ФСК «Лидер» «После объединения в одну структуру компаний ПИК и «Мортон», которые и каждая сама по себе ведут достаточно масштабный бизнес в пределах отрасли, рынок получит крупнейшего на сегодняшний момент игрока, объемы строительства квадратных метров которого позволят ему занять пятую часть рынка новостроек. Сегодня 30% объектов «Мортона» расположены в Москве, 70%, включая и те, где идут допродажи, на первичном рынке в области. У ПИК практически 60% новостроек московские и чуть более 40% — областные. После слияния данных структур перевес по состоянию проектов «на сейчас» останется за областными стройками: порядка 60% и 40% строек будут территориально принадлежать Москве, включая объекты Новой Москвы».

До объединения обе компании были ориентированы на массовый сегмент, хотя в активе у ПИК также имеются несколько высокобюджетных проектов бизнес-класса. Возможно, некая диверсификация портфеля все же продолжится, особенно если учесть, что ресурсы это позволяют, однако кардинальной смены курса не предвидится: эконом-класс при любых экономических условиях остается наиболее ликвидным.

Мария Литинецкая управляющий партнер «Метриум Групп» «Объединение ПИК и «Мортон» не скажется на конечных покупателях. Клиенты «Мортона» заключили договор долевого участия с юридическим лицом, которое вместе со всеми активами и обязательствами передается ПИК, поэтому покупателям не о чем беспокоиться, все их договоры действительны. Как и любой другой дольщик, они защищены законом и имеют право требовать передачу квартиры в срок, несмотря на то, что строительством теперь будет заниматься другая компания. В конечном счете, полагаю, что вливание «Мортона» в структуру ПИК с учетом значительной доли на рынке, нетипового подхода к разработке концепции и собственного производства только повысит качество жилых комплексов массового сегмента. Сегодня компания ПИК строит жилье с высокими потребительскими характеристиками для своего сегмента. Если ПИК распространит свой опыт на подмосковные площадки «Мортона», то потребитель однозначно выиграет».

Сделка по покупке «Мортона» Группой ПИК будет закрыта до конца года. Ей еще предстоит получить одобрение ФАС и пройти все необходимые юридические процедуры. Как только дело будет сделано, бренд «Мортон» перестанет существовать, а объединенная компания сможет приступить к наращиванию своего влияния и увеличению финансовых показателей.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории