16+
Понедельник, 5 декабря 2016
  • BRENT $ 54.19 / ₽ 3462
  • RTS1050.21
7 ноября 2016, 13:33 Финансы

Продажи алкоголя рухнули, но водка держится

Алкогольный рынок продолжает падать. Представители рынка связывают это с ухудшившимся финансовым положением россиян

Фото: Митя Алешковский/BFM.ru

Легально пить в России стали меньше. Алкогольный рынок в стране продолжает падать. По итогам трех кварталов вина и пива продано меньше более чем на 1,5%, коньяка — на 2,5%, шампанского — на 4%. Продажи виски рухнули почти на 9%. Водка держится — ее продажи остались на прежнем уровне, и даже прибавили 0,5%.

Эркин Тузмухамедов директор Школы крепких спиртных напитков, эксперт по алкогольному рынку «Падение продаж алкогольной продукции — это цифра не абсолютна сама по себе, она коррелируется с доходами населения, которые просто обвалились. Ситуация продолжает ухудшаться, поэтому люди ищут какие-то альтернативы. Промышленное производство алкоголя не стоит ничего. Оно настолько дешево, что приближается к нулю. Между тем на полке стоит дорого, что бьет по карману россиян. Я вот давеча в Питере узнавал у барменов, там делают какие-то настойки домашние, спрашиваю: где вы берете вообще водку? По телефону заказывают — канистру в пять литров привозят за 750 рублей. Для того, чтобы понять, насколько канистра 96-процентного спирта — это эквивалент водки, умножьте на 2,5. 12,5 литра стоит 750 рублей. Водка столько стоит, она дороже не может стоить. Все остальное берет себе государство в виде налогов. А государство никак не может определиться, чего оно хочет — то ли бороться за культуру питья, то ли бороться с «бухлом» вообще, то ли зарабатывать с этого деньги. То они поднимают минимальную цену на водку, то они ее делают ниже вина. Это же бред абсолютный — делать вино дороже водки. Все мы прекрасно знаем, что в южной Европе можно купить качественное вино, которое по своим свойствам, органолептике превосходит подавляющее большинство продукции, имеющейся на наших полках, за 0,99 евро, то есть меньше, чем за 70 рублей литр вина. Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) — конечно, совершенно бредовая идея, потому что она никоим образом не учитывал, не учитывает и не может учитывать нелегальный алкоголь».

Падение объемов не затронуло лишь одну категорию товаров на рынке — сидр и медовуху. Продажи в этой категории по сравнению с прошлым годом выросли больше чем на треть, а с 2014-го — на 317%.

Не согласен с тем, что рынок алкоголя сокращается, директор центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз. При этом он отмечает, что такие высокие продажи сидра и медовухи — это эффект низкой базы: раньше их вообще не пили:

Вадим ДробизВадим Дробиз директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) «Общемировой тренд — это только рост потребления в период кризиса. Поэтому если что-то упало на 1,5%, что-то на 2% — это в пределах статистической погрешности в России. В нелегально-суррогатном секторе у нас находится объем практически такой же, как в легальном секторе. Поэтому когда производство, потребление или продажи упали где-то на процент, на два, даже на три, при гигантском объеме нелегально-суррогатного сектора крепкого алкоголя тут даже говорить-то по большому счету не о чем. В прошлом году было произведено и выпито 8 млрд литров пива, около 1 млрд литров вина, около 300 млн литров шампанских игристых вин, около 130 млн литров коньяка и бренди, около 1 млрд литров водки и ликероводочных изделий и, наверное, примерно 10 млн литров сидра и медовухи. То есть этот рынок пока еще микроскопический, поэтому даже рост его в два раза все равно остается таким же микроскопическим. Но рынок сидров действительно растет. В этом году он, наверное, вырастет на 50-70%. Но я еще раз говорю, что это эффект так называемой низкой базы в экономике. Когда у тебя была единица в прошлом году, а в этом году стало два, то рост 100%. Вот и весь секрет».

В октябре Минфин предложил правительству внести поправки в Налоговый кодекс, чтобы поднять акцизы на крепкий алкоголь. Минэкономразвития и производители считают, что это ударит по легальным продажам.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории