16+
Суббота, 21 января 2017
  • BRENT $ 55.49 / ₽ 3317
  • RTS1138.99
18 декабря 2016, 00:00 Компании

Россию и Японию соединит газопровод?

Стороны рассматривают проект прокладки по дну моря трубы между Сахалином и Хоккайдо. Окупится ли этот проект стоимостью, по неофициальным оценкам, 6 млрд долларов и зачем он нужен России?

Фото: DPA/TASS

Первый за 11 лет визит Владимира Путина в Японию способствовал новому взлету отношений двух стран. Об этом в эксклюзивном интервью ТАСС заявил японский премьер Синдзо Абэ. В ходе визита были подписаны соглашения на 2,5 млрд долларов. Кроме того, стороны обсудили будущие экономические проекты. В частности, Москва и Токио прорабатывают вопрос прокладки газопровода между Сахалином и Хоккайдо, сообщила пресс-служба Минвостокразвития. Глава «Газпрома» Алексей Миллер в эфире НТВ подтвердил, что эта тема обсуждается.

Продавать российский газ в Японию выгоднее, чем в Евросоюз. По оценкам аналитиков, на японском рынке стоимость кубометра примерно в полтора раза выше, чем на европейском. Возможности увеличения объемов поставок есть. Правда, еще в ноябре ряд зарубежных СМИ сообщали, что Токио якобы готов увеличить закупки российского газа в обмен на Курилы. Однако Владимир Путин не раз заявлял, что вопрос принадлежности четырех островов Курильской гряды не обсуждается и обсуждаться не будет. Газ сейчас нужен самим японцам, которые после аварии на АЭС «Фукусима» заметно увеличили потребление голубого топлива, говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин:

Михаил КрутихинМихаил Крутихин партнер консалтинговой компании Rusenergy «Японцы из коммерческих соображений готовы увеличить объем газа, который получают из России, потому что в консорциуме «Сахалин 1» и «Сахалин 2» наличествуют японские компании. Сейчас в Японии примерно восемь с половиной процентов потребления в природном газе удовлетворяется за счет поставок именно с Сахалина российского газа. Есть возможность увеличить этот процент, если проект «Сахалин 2» построит третью установку на заводе по сжижению в дополнение к предыдущим двум мощностью 5 млн тонн в год, и тогда, конечно, покупатели найдутся»

С другой стороны, непонятно, зачем для увеличения поставок строить газопровод по дну моря. По неофициальным оценкам, прокладка трубы между Сахалином и северным японским островом Хоккайдо обойдется почти в 6 млрд долларов. Эксперты не берутся оценивать, когда этот проект мог бы окупиться. Быстрее и дешевле было бы увеличить поставки в Японию сжиженного природного газа с Сахалина. Тем более что у японцев есть развитая инфраструктура по приему СПГ, который они закупают не только в России, но также в странах Юго-Восточной Азии и Персидского залива.

Прорабатывается вопрос и о железнодорожном сообщении между Россией и Японией, заявил замминистра транспорта Алексей Цыденов. По его словам, обсуждаются два варианта по соединению Сахалина со Страной восходящего солнца — тоннель и мост, но технических решений пока нет. О проекте рассуждает советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие-брокер» Сергей Хестанов:

Сергей ХестановСергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие-брокер» «Еще в начале пятидесятых годов даже было сформировано строительное управление, и начались технические работы по строительству подводного тоннеля с материка на остров Сахалин. По масштабу инженерных работ они сопоставимы с теми, которые нужно произвести для того, чтобы, допустим, с помощью тоннеля соединить Сахалин с Японией. Однако было принято решение о том, что это экономически нецелесообразно. Сейчас все-таки уровень развития инженерного дела гораздо выше, чем в 1950-е годы, поэтому может быть при грамотном проектировании эта магистраль и могла бы окупиться».

Будет ли реализован проект по строительству морского газопровода из России в Японию — это еще вопрос. А пока стороны договорились об увеличении в ближайшем будущем поставок сжиженного газа. «Газпром» и японские Mitsui и Mitsubishi подписали соглашение по третьей очереди «Сахалина-2», которая увеличит мощность завода по производству СПГ почти на 5,5 миллионов тонн в год.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории