16+
Вторник, 17 января 2017
  • BRENT $ 56.38 / ₽ 3338
  • RTS1158.62
26 декабря 2016, 17:58 Недвижимость

Новые тренды девелоперского рынка

«Рынок стал жестче, конкуренция — выше, покупатели — требовательнее». Глава ЗАО «Дон-строй Инвест» Алена Дерябина рассказывает о результатах уходящего года и впечатлениях отрасли

Генеральный директор ЗАО «Дон-Строй Инвест» Алена Дерябина.
Генеральный директор ЗАО «Дон-Строй Инвест» Алена Дерябина. Фото: пресс-служба ЗАО «Дон-Строй Инвест»

Как строительная отрасль провожает уходящий год? О новых трендах на девелоперском рынке Москвы, итогах 2016-го и планах на будущее рассказывает генеральный директор ЗАО «Дон-строй Инвест» Алена Дерябина:

Ну что, год фактически закончился. Давайте подведем предварительные итоги

Алена Дерябина: На самом деле, 2016 год для нас и, я думаю, для многих наших коллег, был все-таки особенно удачным, потому что все наши пессимистические прогнозы не оправдались. И объем продаж прогнозный по этому году у нас составит порядка 150 тысяч квадратных метров, а объем выручки по тем договорам, которые мы заключили, — порядка 32 млрд рублей. По большому счету, знаете, у нас сейчас принято сравнивать с предыдущим годом, рапортовать об удачах, хотя у всех 2015 год был не особо доходным. По-хорошему, надо сравнивать с 2014 годом, когда декабрь нам преподнес большой сюрприз не по нашей, в общем-то, заслуге, и у нас были действительно колоссальные продажи — у всех застройщиков. Так вот, даже по сравнению с 2014 годом наши продажи в метрах выросли.
И как распределяется эта выручка? Куда вы, собственно, деньги направляете?
Алена Дерябина: Мы, в общем-то, традиционно занимались тем, что заботились не только о сегодняшнем дне, но и в основной, конечно, массе о завтрашнем. И поэтому порядка 13 млрд рублей в этом году мы направили на строительство, порядка 7 млрд рублей — на то, чтобы заниматься предпроектной работой по новым перспективным площадкам. По большому счету, задел за этот год — это дополнительно более 3 млн квадратных метров, то, что компания будет осваивать в ближайшие несколько лет.
Я, готовясь к этому интервью, посмотрела ваши показатели 2010 года, когда вы возглавили «Донстрой» после, скажем так, посткризисной реорганизации. Получается, что у вас рост портфеля в десять раз?
Алена Дерябина: В 2010 году портфель нашей компании состоял в основном из недостроенных домов. Это были пять жилых комплексов общей площадью порядка 800 тысяч квадратных метров. Сегодня все эти объекты достроены. Более того, мы построили еще большое количество домов. Всего с 2010 года мы смогли ввести в эксплуатацию 1 млн 200 квадратных метров жилья и передали нашим покупателям более 6 тысяч квартир. Помимо жилых домов мы достаточно активно строили социальные объекты, которые точно так же введены уже и переданы городу. Сегодня у нас в стройке, в активной стадии строительства находится почти 3 млн квадратных метров, и еще более 4 млн квадратных метров в разработке, то есть общий портфель компании на текущий момент времени составляет 8,5 млн квадратных метров. По итогам шести лет мы нарастили портфель более, чем в десять раз. Мы собрали выручки порядка 140 млрд рублей, сформировали такой портфель проектов, который в перспективе среднесрочной позволит дополнительно заработать компании около 260 млрд рублей. В моем понимании это, пожалуй, главная удача последних шести лет.
Хорошо, а кредитная нагрузка? Мы не можем, раз мы беседуем с вами на Business FM, не поговорить об этом аспекте девелоперской деятельности. Какие изменения происходят с ней?
Алена Дерябина: За шесть лет мы смогли погасить порядка 50 млрд рублей, и те кредиты, которые у нас есть, мы обслуживаем в соответствии с графиками, которые абсолютно синхронизированы с графиками поступлений по выручке. Последние три года мы не привлекаем ни копейки заемных средств. Работаем только на тех оборотах, которые, в общем-то, сами и зарабатываем.
Как вы в целом оцениваете изменения, произошедшие с рынком?
Алена Дерябина: Рынок стал жестче, конкуренция — выше, покупатели — требовательнее. Это то, что заставляет нас всех находиться в тонусе, улучшать качество продукта. От этого, безусловно, выигрывает конечный покупатель продукта. Поэтому мне кажется, что эволюционный рост и взросление рынка налицо.
Вернемся все-таки к десятикратному росту вашего портфеля. За счет чего он произошел? Вы берете большие проекты?
Алена Дерябина: Мы, в общем-то, пересмотрели свою стратегию в отношении тех проектов и тех площадок, которые мы осваиваем. Благо сам город в лице правительства Москвы нас всех к этому подтолкнул, переориентировав несколько лет назад на то, чтобы мы обращали внимание на промышленные территории. Исходя из этого, мы поняли, что наши трудозатраты на администрирование, на реализацию проектов точечной застройки и промышленных территорий, безусловно, отличаются, но не настолько существенно и не настолько драматично для того, чтобы не заниматься промышленными территориями. И у нас реализуются в основной массе сегодня в портфеле все-таки промышленные площадки, достаточно крупные. Да, по ним гораздо больший период подготовки исходно разрешительной документации и всех необходимых обоснований, но как результат вы получаете территорию, абсолютно сбалансированную внутри, — и с точки зрения социальной среды, и с точки зрения инфраструктуры, и с точки зрения баланса мест, труда и мест размещения.
Давайте возьмем, к примеру, ваш проект «Символ». Что же там такого интересного для вас, для рынка и для конечного потребителя?
Алена Дерябина: Проект «Символ» — это комплексная застройка промышленной территории бывшего завода «Серп и Молот». Это порядка 60 гектаров земли. На сегодняшний день мы одновременно возводим две очереди строительства, одновременно эти очереди и продаем. Более того, мы в одной из этих очередей уже закончили литье монолита одного из корпусов. Рассчитываем, что к концу следующего года уже введем его в эксплуатацию. На такую большую территорию мы бы, наверное, одни не решились замахнуться. Помогло то, что по результатам международного конкурса у нас появились очень интересные партнеры в лице английских компаний — LDA Design и UHA. Они помогли нам разработать мастер-планы и дизайн-код всей территории, на которой присутствует не только коммерческое жилье, но и колоссальный объем инфраструктуры — не только социальной, но и вообще жизненно необходимой. Колоссальное количество озелененных территорий. Это целая зеленая река, пронизывающая все 60 гектаров с запада на восток, абсолютно новая транспортная сетка, то есть, по сути дела, новый транспортный скелет этой территории. И тот продукт, который там сегодня рождается, я думаю. будет своего рода эталонным образцом для тех проектов, которые будут реализовываться чуть позже нас или одновременно с нами. Нам удалось совместно с МГТУ имени Баумана заключить соглашение о том, что одним из образовательных учреждений на этой территории будет лицей под патронажем данного университета. Мы искренне считаем, что наши технические специалисты всегда будут востребованы, а в завтрашнем дне это понадобится еще больше, поэтому дети, которые будут жить на нашей территории, смогут и учиться, получать одновременно образование и, может быть, иметь чуть больше преференций при поступлении в такое солидное учреждение.

Ну и в финале пара новогодних пожеланий от компании «Донстрой»

Алена Дерябина: Если бы такое волшебство было в моих силах, я бы хотела, чтобы все люди могли себе позволить жить в хорошем, новом, очень качественном доме.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории