16+
Воскресенье, 22 октября 2017
  • BRENT $ 57.94 / ₽ 3330
  • RTS1134.45
27 декабря 2016, 10:42 ОбществоПроисшествия
Актуальная тема: ЧП

Три тысячи часов налета — обладал ли пилот Ту-154 должным опытом?

Лента новостей

Если следовать данным «Коммерсанта», единственный очевидец ЧП рассказал, что самолет снижался по направлению к морю, будто собирался сесть на воду, с неестественно задранным носом

Поисково-спасательные работы в акватории Черного моря, где потерпел крушение самолет Ту-154.
Поисково-спасательные работы в акватории Черного моря, где потерпел крушение самолет Ту-154. Фото: Снимок с видео/пресс-служба МЧС России/ТАСС

ОБНОВЛЕНО 20:47

Специалисты приступают к расшифровке «черного ящика» с разбившегося в Черном море Ту-154. Об этом заявил глава Минтранса Максим Соколов. По его словам, «будут расследованы все вопросы, в том числе и качество топлива». «Сейчас какие-либо выводы делать преждевременно», — добавил министр. Соколов также отметил, что версия теракта не рассматривается как основная.

Максим Соколов министр транспорта РФ «Основные версии не включают в себя версию террористического акта, поэтому мы исходим из того, что причинами этой катастрофы могли бы быть либо техническое состояние, либо ошибки пилотирования. Подчеркну, что это устанавливает следствие, а также специальная техническая комиссия Министерства обороны, наша правительственная комиссия занимается ликвидацией последствий и организацией работы с родственниками погибших».

Водолазы поднимают со дна турбины двигателя разбившегося в Черном море Ту-154. Как сообщили ТАСС в штабе по проведению поисковой операции, двигатель развалился на три части: турбины, компрессор и реверсивную часть. Ранее водолазы подняли небольшие фрагменты самолета: кресла, эксплуатационный люк и шасси. Обшивка лайнера найдена в 3-4 километрах от места основных поисковых работ.

Первый бортовой самописец из трех находившихся на борту Ту-154 уже доставлен спецрейсом в Центральный научно-исследовательский институт ВВС в Люберцах. Его нашли в Черном море утром 27 декабря в 1,5 километра от берега на глубине 17 метров. Это удалось сделать при помощи телеуправляемого аппарата «Фалкон». Источники информагентств сообщают, что местонахождение двух других «черных ящиков» установлено, в ближайшее время планируется операция по их подъему. На расшифровку самописцев может уйти до нескольких недель, говорит бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов.

Александр Романов бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов «Если повреждения значительные, то надо будет там восстанавливать, поэтому, возможно, на это уйдет несколько недель. Если состояние хорошее, то расшифровать можно за несколько часов. Однако выводы будут делать долго, вряд ли однозначно скажут, что произошло. Будут моменты, которые надо сопоставлять, анализировать — думаю, на это уйдет примерно месяц. Понятно будет на 99%, в противном случае, если бы все системы работали до последнего момента прекрасно, придраться было бы не к чему. Если связано с техническим состоянием воздушного судна, то обязательно это вскроется».

Полеты лайнеров Ту-154Б-2, которые эксплуатирует Минобороны, приостановили до выяснения причин катастрофы в Черном море. Об этом сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с ситуацией. Ранее глава Минтранса Максим Соколов сказал, что лайнеры данной модификации обслуживает только силовое ведомство, в гражданской авиации они не используются. Также сообщалось, что до катастрофы в эксплуатации числились лишь два лайнера данной модели.

Источник ТАСС утверждает, что приоритетной на этот момент версией крушения является попадание посторонних предметов в двигатель. Впрочем, проверяются и другие — ошибка пилотирования и техническая неисправность, возникшая на борту.

В свою очередь, источники газеты «Коммерсантъ» рассказали, что в качестве основной версии рассматривается ошибка пилотирования. Они также сообщили о показаниях единственного очевидца трагедии — пограничника, который наблюдал за происходившим с борта катера. По его словам, самолет, вместо того чтобы набрать высоту, стал быстро снижаться к поверхности моря, как будто собирался сесть на нее. Якобы Ту-154 шел на небольшой скорости с неестественно задранным вверх носом. Затем, утверждает свидетель, самолет задел поверхность моря хвостом, который отвалился при ударе, рухнул в воду и быстро затонул.

По данным Минобороны, Ту-154 управлялся пилотом первого класса Романом Волковым, у которого был налет 3 тысячи часов. Много ли это на самом деле? По мнению вице-президента профсоюза летного состава России Альфреда Малиновского, причиной крушения могла стать неправильная центровка лайнера и недостаточный опыт пилота.

Альфред Малиновский вице-президент профсоюза летного состава России «Я часто замечал, что при характеристике летчиков ВВС по части транспортной авиации завышены оценки. Скажу, что 3 тысячи часов — это небольшой общий налет, а если из него еще вычесть все то, что он налетал на других типах и оставить на Ту-154, особенно в качестве командира воздушного судна, то это будет маленький налет, маленький опыт. И вообще, в гражданской авиации опытный летчик — это налет где-то 5-7 тысяч, а очень опытный — это минимум 10 тысяч часов налет, причем на данном типе тысяча часов налета в качестве командира воздушного судна — это достаточный опыт. Думаю, что у Волкова этого налета не было. Вообще говоря, в транспортной авиации ВВС налет небольшой, у них нет надобности летать с такой интенсивностью, как летает гражданская авиация. И этот малый опыт сказывается на контроле, что могло и произойти в данном полете. Потому что транспортные полеты с большой загрузкой на лайнерах связаны с огромным комплексом факторов, которые должен учитывать летчик. Опытный летчик учитывает все: центровка, загрузка предельная. Причем должен сказать: гражданская авиация в гражданских аэропортах, целые службы работают по контролю загрузки — как загрузить самолет, чтобы не превысить взлетную допустимую массу, как разместить пассажиров, если это не полная загрузка. Работают центровщики, рассчитывая по графикам. Далее контроль ведут проводники, рассаживая пассажиров так, чтобы центровка была допустимой в пределах нормы, чтобы не было при взлете увода на кабрирование, что в данном полете вероятнее всего. Ну, я могу возразить себе: а как же они долетели из Чкаловского до Сочи? Да, слава богу, долетели, но ведь в Сочи службы аэропорта не допускались, пассажиры могли пересесть со своих мест, на которых они сидели раньше, пересесть в заднюю часть, мог сместиться груз в виде инструментов музыкальных и так далее в хвостовую часть. Все это работало на то, чтобы самолет взлетал с запредельной задней центровкой. В этом случае задирается нос, самолет теряет скорость и начинает сваливание и снижение, он не может набирать высоту. Почему это происходит? Да потому, что не хватило вот этого опыта, многостороннего опыта транспортных полетов, подготовки к полету, размещения груза и так далее. А контроль был отдан на откуп экипажу. Туда же не все допускались, это особая стоянка военная, это обслуживание своими техниками и так далее. Предположение такое».

В то же время корреспондент «Комсомольской правды» Ольга Шахова, анализируя показания свидетеля-пограничника в газете «Коммерсантъ», вышла в полшестого утра к морю. «С берега моря практически ничего не видно. Фонари Адлера освещают только сушу. На горизонте видно огни спасательных кораблей. А вообще над морем кромешная тьма, даже горизонт не различить. Заходящие на посадку самолеты можно разглядеть только над сушей», — рассказала она.

Источник ТАСС в силовых структурах сообщил, что «признаков воздействия взрыва или пламени на самолет не обнаружено». На борту самолета находились 92 человека, в том числе благотворитель и общественный деятель Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза, журналисты Первого канала, НТВ и телеканала «Звезда», а также артисты ансамбля имени Александрова.

Рекомендуем:

  • Фотоистории