16+
Вторник, 24 января 2017
  • BRENT $ 55.50 / ₽ 3303
  • RTS1137.67
31 декабря 2016, 08:00 Стиль жизниКультура

2016-й стал годом очередей на выставки. Откуда возник культурный ажиотаж?

«Очередь на Серова», с которой все началось, уже стала феноменом. Что подогревает интерес публики, которая разделилась на «электронную» и обычную? И нуждается ли искусство в агрессивной рекламе?

Очередь у Третьяковской галереи на выставку «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо».
Очередь у Третьяковской галереи на выставку «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Фото: Александр Щербак/ТАСС

2016-й стал годом возвращения очередей. Теперь стоят в музеи. Начавшись с «очереди на Серова», каждая крупная экспозиция порождала небывалый ажиотаж. Конечно, такое было и раньше, если не всегда. Когда после войны в Москву привезли шедевры из Дрезденской галереи, очередь опоясывала музей имени Пушкина, кажется, три раза. Но никогда раньше рядом не дежурили машины МЧС, а жадные до искусства люди не выбивали двери. «Очередь на Серова» превратилась в культурный феномен, который не повторится, наверное, уже никогда. На Крымский вал от Садового кольца люди, буквально жертвуя собой, рвутся к прекрасному. В сети есть видеокадры давки у дверей галереи. Что удивительно, похожая картина повторилась потом — уже в Лаврушинском переулке в конце года — на пинакотеку Ватикана. Но там, конечно, стояли не так: с тем прошлогодним столпотворением и выбитыми дверьми не сравнится ничто. Генеральный директор Третьяковки Зельфира Трегулова объясняла это холодами, тем, что выставка скоро закрывается и столкновением двух очередей

Зельфира Трегулова генеральный директор Государственной Третьяковской галереи «Основная проблема возникала из-за конфликта двух очередей: очереди с электронными билетами, которая поневоле при таком количестве посетителей выстраивается, и обычной очереди. Понятно, что в очереди с электронными билетами стояли более продвинутые и более молодые пользователи, а в очереди за обычными билетами стояли те, кто не так часто пользуется компьютером и интернетом».

А как не пойти? Одним — когда половина френдленты Facebook уже «зачекинилась» в ЦДХ, а другим — когда по телевизору показали, как на девочку с персиками пришел посмотреть президент, который, кстати, совсем недавно, заведя себе советника по интернету, в беседе с министром культуры уже блеснул знанием сетевых мемов:

«Вы не видели новое издание в Интернете на Девочку с персиками? Посмотрите, полистайте. Там девочка с персиками сидит за длинными новогодним столом».

Владимир Путин, который пришел на выставку за шесть дней до ее закрытия, конечно же, стал триггером массового интереса. Продолжает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова

Ольга СвибловаОльга Свиблова директор Мультимедиа Арт Музея «Надо поздравить Третьяковскую галерею, был организован очень хороший пиар. Перед закрытием выставки последние четыре дня была очень агрессивная кампания, в том числе по телевидению. Люди туда что называется «ломанулись». Но такое оружие как пиар нужно применять с умом. Если ты чувствуешь, что идет огромное количество людей, ты в этот момент гасишь кампанию по пиару выставки. Серов не нуждался в последние дни в том, чтобы подтолкнуть публику».

Банальный микс из советской ментальности и модного флешмоба — гениальный маркетинг Третьяковки. Говорят, что рекламный бюджет галереи — копейки. При этом здесь умудряются генерировать идеи для настоящих вирусов: во второй половине года видеоанонс выставки Айвазовского перевешивают в социальных сетях так же активно, как и Серова. Опять стоит очередь. Людей никто не давит, да и как говорится «по теплу» стоять в парке искусств «Музеон» приятнее, чем на морозе. Третьяковка вводит сеансы — приходить на свидание с культурой теперь нужно по времени, как к врачу. Нескольких сотрудников увольняют по подозрению в спекуляции: билеты, которые в кассе продаются по 400 рублей, в интернете стоят 1500. С открытием выставки картин из Ватикана администрация идет еще дальше — билеты становятся именные, для борьбы с перекупщиками. Кажется, мера работает: в день, когда на портале музея появляется свежая порция билетов, сайт галереи падает от наплыва желающих. Комментирует пресс-секретарь музея Анна Котляр:

Анна Котляр пресс-секретарь Третьяковской галереи «Понимая, что интерес к выставке огромен, мы по сравнению с выставкой Айвазовского увеличили трафик посещаемости от продажи билетов онлайн в полтора раза. Но, тем не менее, спрос столь велик, что посещаемость нашего сайта зашкалила и привела к тому, что возникли технические проблемы, и его пришлось закрыть, сайт упал».

Справедливости ради надо сказать, что стояли, конечно же, не только в Третьяковку. Как и раньше, стоят за билетами в Большой театр, чтобы купить подешевле. Стояли за абонементами в филармонию. Но что точно изменилось — теперь просят достать билет в галерею по знакомым. Не на постоянную экспозицию — туда без проблем. На выставку, пусть не Ван Гога. Искусство вновь предмет высокого спроса. И вновь, как ни удивительно, дефицит.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории