16+
Четверг, 18 апреля 2024
  • BRENT $ 87.36 / ₽ 8240
  • RTS1154.28
12 января 2017, 12:37 Технологии

Судьба «закона Яровой» под вопросом

Лента новостей

Отменят ли «закон Яровой»? Обсуждение пройдет через неделю. 19 января вопрос рассмотрит экспертная рабочая группа, которую возглавляет министр по вопросам «Открытого правительства» Михаил Абызов

Ирина Яровая.
Ирина Яровая. Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Поводом для обсуждения так называемого закона Яровой послужила петиция на сайте Российской общественной инициативы — она набрала более 100 000 подписей. Если экспертная группа решит, что закон надо отменить, она обратится в Госдуму, и та должна будет пересмотреть вопрос о пакете антитеррористических поправок.

Кто входит в группу, которая будет принимать решение? Каковы шансы на отмену закона?

Илья Массух президент Фонда информационной демократии «Сама экспертная рабочая группа федерального уровня функционирует в соответствии с указом президента, там порядка 30 человек, в нее входят человек пять депутатов Госдумы, из общественной палаты представители, видные общественные деятели, такие, как ректоры вузов и так далее. Возглавляет ее министр «Открытого правительства» Абызов. Думаю, что само обсуждение будет достаточно бурным, потому что, во-первых, при подписании закона президент обозначил необходимость правительству доработать закон, да и в экспертном сообществе выработалось понимание, как его надо модифицировать. Не думаю, что его будут отменять, потому что вообще отменять закон до момента вступления вообще как-то неправильно. Потому что у него момент вступления с 1 января 2018 года, надо посмотреть на правоприменительную практику. Сама петиция, которая набрала 100 тысяч голосов, в основном относится к IT и Интернету. Основная тема — это время хранения информации — три года, шесть месяцев, неделя, месяц. Каждый этот срок очень сильно модифицирует нагрузку на операторов связи. Понятно, что хранить одну неделю или один месяц, для них это не так накладно с точки зрения экономики и стоимости на одного абонента. А когда в законе изначально было написано три года, наверное, это достаточно тяжело. Думаю, что дискуссия здесь будет вестись непосредственно на тему контроля за сообщениями пользователей. Мне кажется, что в связи с принятием похожего очень закона в Великобритании осенью этого года — он просто называется не «закон Яровой», а какого-нибудь лорда другого — сама дискуссия на тему того, что необходимо ли это делать, наверное, уже должна прекратиться в обществе. Практически все страны приняли похожие законы. Террористы, которые взрывали во Франции и в Бельгии, общались как раз через соцсети и через мессенджеры, поэтому актуальность контроля этих средств коммуникаций, она, наверное, особенно в сегодняшнее время возрастает и в обществе не сильно вызывает дискуссию. Тут главное — правильно объяснить, для чего это делается».

За время существования сайта Российской общественной инициативы барьер в 100 000 подписей преодолели всего 11 инициатив. Из них только пять были направлены на рассмотрение правительства, а законодательное воплощение получила только одна — о создании «зеленых щитов» вокруг мегаполисов, эту идею продвигал Общероссийский народный фронт.

Не ясно даже то, приглашены ли на заседание по поводу закона Яровой сотовые операторы, которые активно выступали за его изменение. МТС и «Билайн» отказались от комментариев.

В «Мегафоне» пока не знают, пойдут ли представители компании на заседание экспертной группы. Пресс-секретарь компании Юлия Дорохина называет главные доводы за изменение закона:

Юлия Дорохина пресс-секретарь компании «Мегафон» «Законопроект, по нашему мнению, требует существенной доработки. Сейчас на исполнение требований законодательства «Мегафону» потребуется потратить свыше 938 млрд рублей, а это превышает три годовых выручки компании. Мы по-прежнему считаем правильным решение передать государству функционал по сбору, хранению и контролю трафика, это обеспечит экономию средств, повысит эффективность и безопасность, так как вся деятельность будет сконцентрирована в рамках одного органа и с использованием единой технологии. Операторы могли бы частично профинансировать создание дата-центра для хранения данных, «Мегафон» уже выступал с предложением о создании нового дополнительного сбора с операторов связи в объеме 1% от выручки. Для полноценной реализации требований законопроекта необходимо перенести срок его вступления в силу на несколько лет. Проект акта, опубликованный Минкомсвязи в развитие этого закона по-прежнему готовится без обсуждения с отраслью, поэтому мы рассчитываем на диалог между регулятором и операторами связи по данному вопросу».

Рассчитывать на отмену закона не стоит, говорит интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев:

Дмитрий МариничевДмитрий Мариничев интернет-омбудсмен «Отменить — наверное, нет, потому что там все-таки достаточно глобальный пакет. Только в части телекома внести изменения — мы, собственно говоря, об этом и писали письма, и просили, и информировали президента и премьер-министра относительно того, что невозможно реализовать поправки, чтобы переложить весь груз ответственности на отечественные компании. Я думаю, что вполне реален и возможен пересмотр в этой части».

«Закон Яровой» оказался в числе самых жестких мер по защите данных в мире. Такой список составил американский Фонд информационных технологий и инноваций. Также туда попали законы Китая, Индонезии, Турции, Вьетнама и Германии. Но, как отмечает фонд, российский закон превзошел все остальные. Например, в Германии метаданные клиентов должны храниться десять недель. Речь идет о том, кто, где, когда, как и с кем общался, однако не о том, что было написано или сказано, а «закон Яровой» отличается именно этим, отмечают составители списка.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию