16+
Среда, 22 февраля 2017
  • BRENT $ 55.84 / ₽ 3235
  • RTS1142.41
19 января 2017, 16:01 Стиль жизниКультура

«Рай» Кончаловского, «Табу» с Томом Харди и «Амстердам» с Михаилом Ефремовым. Афиша BFM.ru

Чем заняться в выходные? Предлагаем посмотреть новый сериал BBC, фильм Андрея Кончаловского, вышедший в прокат, сходить в «Современник» или на выставку Говарда Шатца в Центр фотографии имени братьев Люмьер

Режиссер Андрей Кончаловский на премьере фильма «Рай» в кинотеатре «Каро 11 Октябрь».
Режиссер Андрей Кончаловский на премьере фильма «Рай» в кинотеатре «Каро 11 Октябрь». Фото: Артем Геодакян/ТАСС

В прокат выходит «Рай» Кончаловского

Черно-белый фильм о Холокосте с Юлией Высоцкой в главной роли — совместное производство России и Германии. На кино ушло 4,5 млн евро, картина получила «Серебряного льва» на последнем кинофестивале в Венеции и теперь остается нашей главной надеждой на «Оскар»

Русская аристократка и участница сопротивления Ольга прячет еврейских детей и после очередной проверки попадает под арест, где ею сначала увлекается француз-коллаборационист Жюль, а затем и немецкий офицер Хельмут. «Рай» — черно-белый фильм Андрея Кончаловского, который он снял по собственному сценарию, поощряя в актерах импровизацию и тем самым вроде как приближаясь к исторической правде.

Довольно много времени в кадре артисты проводят просто сидя за столом перед камерой, и непонятно, то ли это допрос, то ли исповедь. «Эти монологи не были задуманы так, как просто человек пришел и сыграл. Там была нужна не игра, — объясняет Кончаловский. — Человек, который сидит перед камерой в течение трех дней по шесть часов один входит в совсем другое состояние, чем играть с партнером, бегать с каким-то пистолетом и так далее. Когда ты сидишь перед камерой, ты очень серьезно относишься к тому, что должен сделать, это совсем другое состояние. Оно, скорее, похоже на допрос, исповедь, пытку. Это мучительно».

Кадр из фильма «Рай». Фото: The Walt Disney Company CIS LLC

Судя по «Серебряному льву», который режиссер получил на последнем кинофестивале в Венеции, убедительно. «Рай» остается нашей главной надеждой: фильм попал в шорт-лист «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Под негласный перечень критериев лента вроде бы подходит.

«Фильм поднимает тему Холокоста, причем немного с неожиданной стороны, — говорит кинокритик Николай Корнацкий. — Впервые появляется героиня русской эмиграции, ее представители участвовали в борьбе против фашизма. Это отчасти новый поворот. Там есть найденная форма. Конечно, не хватает большой и сильной драматической истории. Русская идентичность кроме фигуры главной героини как-то не проявляется. Наверное, это мешает. Надо отдать должное Кончаловскому: он очень точный в даже таких очень сложных темах, как Холокост, художник. Проблема в том, что он очень рассудочный, это мешает его фильмам. Режиссера очень приятно слушать, когда он рассуждает о фильмах, но их не всегда приятно смотреть».

Черно-белое, будто бы старое кино очень техничное: кажется, режиссер точно знает, на какие кнопки жать, чтобы выдавить слезу, и иногда у него даже получается. Но поверить в то, что это не эксплуатация темы ради международных наград, сложно. Многие критики говорят об этом между собой и переписываются в соцсетях, но ссориться с режиссером и его братом готовы не все.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории