16+
Четверг, 24 августа 2017
  • BRENT $ 52.58 / ₽ 3106
  • RTS1044.96
2 февраля 2017, 11:02 Общество
Спецпроект: Экономика революции

Железные дороги: просчеты монархии

Лента новостей

Кризис снабжения и стратегические ошибки транспортного сообщения

Фото: Журнал «Родина», 1916.

Железнодорожная сеть империи к зиме 1917 года занимала второе место в мире при общей протяженности в 81 тысячу километров, еще 15 тысяч километров находились в процессе строительства, но это в абсолютных цифрах. Если в Европе и США двухколейные железные дороги составляли от 40% до 60%, в Российской империи на 1914 год — всего лишь 27%. В подвижном составе железных дорог страны к началу войны «трудились» почти 22 тысячи паровозов, более полумиллиона товарных вагонов средней грузовместимостью в 15 тонн и чуть менее 21 тысячи пассажирских вагонов.

С началом войны резко возрастает объем военных перевозок, за 1914-1916 интенсивность передвижения возрастает на треть. Но слабым местом становится нехватка стратегических железных дорог. Основными морскими портами становятся Владивосток, замерзающий с ноября по март Архангельск и Мурманск.

Российская империя построила Транссибирскую железную дорогу, однако Владивосток был слишком далеко, чтобы повлиять на снабжение. Количество подвижного состава, пригодного для перевозки промышленных грузов, сразу значительно сократилось. Кроме того, вследствие резких изменений в направлении потоков значительно увеличились пробеги грузов, что, естественно, потребовало увеличения провозной и пропускной способности железных дорог. В начале войны модернизируется устаревшая одноколейная дорога «Архангельск — Вологда», и в 1915—1917 годах спешно строится железная дорога до Мурманска. Она открылась только в начале 1917 года и никак не успела повлиять на предреволюционную ситуацию.

В условиях войны техника работала на износ, количество исправных паровозов сократилось более чем в два раза до 9 тысяч единиц. В таких условиях важным становится импорт новых локомотивов, однако они застревают на складах Владивостока, Мурманска и Архангельска. Это еще больше ухудшает снабжение больших городов. Собственных производственных мощностей не хватает. С начала войны и до начала 1917 года отечественная промышленность успела произвести всего 2600 пассажирских и 60,5 тысячи товарных вагонов. На смену выбывшим пришло лишь 2600 паровозов. Зимой 1916-1917 годов до 5700 вагонов застревают в пути из-за снегопадов. Грузопотоки стратегического назначения с огромным опозданием достигали намеченных пунктов.

Проекты бесперебойного снабжения фронтов и тыла продовольствием не выполнялись. В 1916 году план перевозок был выполнен на 48,1%. Это отрицательно влияло на снабжение городов. Наиболее трудное положение складывается в Петрограде, географически удаленном от основных районов — производителей хлеба и угля.

Рекомендуем:

  • Фотоистории