Среда, 24 апреля 2024
3 февраля 2017, 13:43 ТехнологииНаука

НПО им. Лавочкина нашло замену украинской ракете «Зенит» для запуска космической обсерватории

Ученые рассчитывают с помощью обсерватории «Спектр-РГ» увидеть 100 тыс. новых галактик

НПО им. Лавочкина, которое является головным исполнителем проекта создания космической обсерватории «Спектр-РГ», выбрало для запуска аппарата ракету «Протон-М» вместо украинской ракеты «Зенит», сообщает Rambler news service.

«Планируется запуск ракетой-носителем «Протон-М» с разгонным блоком ДМ-03», — сообщил журналистам руководитель проекта, представитель НПО имени Лавочкина Владимир Бобышкин, отвечая на вопрос, какая ракета выбрана для запуска.

Разработчиком и изготовителем ракеты «Протон-М» является космический центр имени Хруничева. Разгонный блок ДМ-03 производится в РКК «Энергия».

Первоначально «Спектр-РГ» планировалось запустить с помощью ракеты «Союз-2» с разгонным блоком «Фрегат» которые производит НПО им. Лавочкина. Затем схему выведения изменили под украинскую ракету «Зенит» с разгонным блоком «Фрегат». Однако из-за проблем в российско-украинской ракетно-космической кооперации после 2014 года вновь встал вопрос замены носителя.

В 2016 году ракеты «Протон-М» стартовали с космодрома Байконур всего три раза из-за угрозы аварий. Ранее в год выполнялось от 8 до 12 пусков этих ракет.

Запуск космической обсерватории «Спектр-РГ» несколько раз переносился. Сейчас запуск планируется на март 2017 года. Обсерватория будет оснащена двумя рентгеновскими телескопами — ART-XC (ИКИ РАН, Россия) и Erosita (Институт им. Макса Планка, Германия). Стоимость немецкого телескопа составляет порядка €100 млн. Стоимость российского телескопа не разглашается.

Аппарат «Спектр-РГ» будет выведен в окрестность точки Лагранжа L2 системы Солнце-Земля и первые четыре года будет сканировать все звездное небо, а следующие три с половиной года будет наблюдать наиболее интересные для всего мирового научного сообщества объекты во вселенной.

Запуск «Спектра-РГ», которой планируется на весну 2018 года, позволит существенно расширить границы познания вселенной, заявил журналистам замдиректора Института космических исследований РАН Михаил Павлинский.

«Этот проект позволит совершенно точно сделать детальный снимок крупномасштабной структуры Вселенной, открыть новые галактики — по нашим оценкам, порядка 100 тыс. Предполагается увидеть несколько миллионов новых объектов», — сообщил Павлинский.

Он отметил, что два телескопа новой обсерватории обладают уникальной чувствительностью, которая примерно в 30 раз превышает параметры лучших мировых космических обсерваторий, используемых сегодня. «Практически мы уйдем на край нашей Вселенной. В масштабе светового времени на 10 млрд световых лет. Увидим объекты, которые давно прекратили излучение», — сказал ученый.

Он отметил, что «Спектр-РГ» должна будет отработать примерно семь лет.