16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.71 / ₽ 7976
  • RTS1129.50
6 февраля 2017, 06:02 ПолитикаПерсоны

Война в Донбассе Трампу напоказ. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Внезапное обострение в Донбассе привело к человеческим жертвам, в том числе среди мирных жителей, а также к серьезным разрушениям. Это обострение, в котором представители ополченцев и вооруженных сил Украины винят друг друга, стало самым серьезным нарушением режима прекращения огня за последние годы

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Митя Алешковский/ТАСС

Представители Донецка и Луганска, с одной стороны, и Киева, с другой, в нынешнем обострении обвиняют друг друга. В какой-то момент показалось, что в регионе вновь вспыхнет полномасштабная война. Причем при полном бездействии присутствующих на месте наблюдателей ОБСЕ, которые даже при виде украинских танков в районе Авдеевки, где их быть по условиям режима прекращения огня вроде как не должно, хранили странное молчание по поводу причин и виновников происходящего.

Обострение боевых действий стало внезапным для многих. Жители уже стали привыкать к тому, что конфликт в Донбассе перешел в разряд «глубоко замороженных». За последние два года в Донецк стали возвращаться те, кто покинул его в разгар прошлых боев. Численность населения в городе достигла довоенного уровня в 800 тысяч человек. Шло активное восстановление жилья и инфраструктуры. И вот в течение нескольких дней многое оказалось разрушенным украинскими «Градами».

Зачем и кому все это понадобилось? Логику произошедшего можно попытаться угадать, если связать это с двумя телефонными разговорами. Один состоялся 28 января между Владимиром Путиным и президентом США Дональдом Трампом, а другой между Трампом и украинским президентом Петром Порошенко в ночь на 5 февраля. Между этими двумя разговорами и «уместилось», собственно, все обострение, которое в определенном смысле было «адресовано» именно новой американской администрации.

Разумеется, в Киеве склонны к упрощенной трактовке: мол, в ходе разговора Трамп дал Путину некий «карт-бланш», и он, а может, пророссийские силы, так поняв новый расклад сил в Вашингтоне, этим воспользовались. С другой стороны, явных мотивов для Москвы идти на обострение именно сейчас, даже ради того чтобы, как утверждают ее критики, «прощупать пределы терпения новой администрации США», не просматривается. Скорее всего, Москве пока выгодно сохранение конфликта в замороженном состоянии. Как минимум. Что, с одной стороны, позволяет избегать новых дежурных обвинений со стороны Европы. С другой, продолжать добиваться давления на Киев с тем, чтобы он выполнял свою часть работы в рамках «Минских соглашений».

В то же время определенные силы на Украине стали проявлять в последнее время все большее нетерпение по поводу ситуации в Донбассе, призывая ее наконец разрешить силой. Они считают, что теперь украинская армия с такой задачей справится. Военный бюджет был удвоен за последние два года. Мощь украинской армии, располагавшей два года назад боеспособными подразделениями числом не более 6 тысяч человек, сильно возросла. Сейчас из 250 тысяч украинских солдат, находящихся под ружьем, около 100 тысяч расположены в восточных районах страны. Порошенко, посещая зону противостояния в декабре, хвастался, что украинская армия якобы «самая сильная в Европе». Продолжением этой «силовой линии» стало его недавнее объявление о намерении провести референдум о вступлении страны в НАТО. Сказалось и то, что многие на Украине стали опасаться, что Россия и США заключат некую «сделку» за спиной Киева. И поэтому надо пойти на обострение сознательно, чтобы побудить проукраинские силы в Европе и в США на более активное противодействие такому сценарию.

В ходе обсуждения ситуации в Донбассе в Совбезе ООН новый постпред США в организации Никки Келли таки произнесла в адрес России слово «агрессия». В то же время заявление Госдепартамента по этому поводу не содержало в себе дежурных при Обаме односторонних обвинений в адрес России. Там было лишь выражение озабоченности обострением и призыв к соблюдению «Минска-2». Как можно понять из косвенных свидетельств, и в ходе разговора Трампа и Порошенко последний не заручился теми гарантиями безусловной поддержки со стороны президента Америки, на которые рассчитывал. После чего, собственно, военное обострение сразу как-то пошло на спад. Впрочем, это не гарантирует, что, подпитываемый внутренней борьбой внутри украинского правящего класса, конфликт не вспыхнет вновь. И при любом раскладе, Украина не будет выполнять минские соглашения при отсутствии на нее внешнего сильного давления по этому поводу.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию