16+
Суббота, 16 декабря 2017
  • BRENT $ 63.25 / ₽ 3719
  • RTS1148.27
7 февраля 2017, 14:39 Общество
Спецпроект: Экономика революции

Обвал импорта: последний вздох экономики

Лента новостей

Коллапс железнодорожного сообщения и российская промышленность

Железнодорожный мост через Енисей, 1914.
Железнодорожный мост через Енисей, 1914. Фото: РГИА

Война прекращает внешний товарообмен по Западной и Черноморской границам, которые служили главными путями ввоза иностранных товаров. В течение всего военного периода иностранные товары ввозились главным образом через Архангельск и Владивосток, но так как пропускная способность железных дорог, соединяющих эти открытые гавани с внутренними центрами страны, была сравнительно ограничена, то снабжение страны иностранными товарами резко сократилось даже и в тех случаях, когда на внешних рынках можно было получить достаточное количество необходимых товаров.

При ограниченной пропускной способности железных дорог практически полностью исключалась возможность ввоза таких массовых грузов, которые требуют большого количества подвижного состава, например, каменного угля. В 1913 году его ввезли более 7,7 млн тонн, а к 1916-му объем сократился до 995 тысяч тонн. Ограниченные возможности ввоза иностранных товаров весьма заметно отразились на импорте иностранного сырья и необходимых для промышленности полуфабрикатов. Ввоз шерсти-сырца упал с 55,5 тысячи тонн до 9 тысяч, а вот объем ввезенного металла, кроме драгметаллов, вырос с 255 тысяч тонн до 495 тысяч. Объемы ввозимого стратегического сырья, не воспроизводимого в стране, например, каучука, практически не изменились — 11,8 тысячи тонн в 1916-м против 12,8 в 1913 году.

Статистика внешней торговли считает товар привезенным, раз он перешел через границу и зарегистрирован в таможне после уплаты всех пошлин и сборов. Но приведенные нами цифры говорят прежде всего о том количестве товаров, которые были зарегистрированы в таможнях Архангельска и Владивостока. Вследствие трудностей с доставкой грузов многие из привезенных товаров лежали на таможенных складах в течение нескольких лет, и фактически ввоз иностранной продукции на места потребления в течение войны был еще ниже.

На относительно высоком уровне на протяжении военного периода находился только ввоз металлов и машин, кроме земледельческих — эти товары направлялись в основном на военные заводы и фабрики, работавшие для военных целей, но и в данном случае количество фактически потребленных металлов и использованных машин и станков было значительно ниже того, которое было привезено на таможни. В течение нескольких лет после окончания войны промышленность «питалась» запасами ввезенной во время войны меди и занималась разгрузкой ящиков со станками, ввезенными, но не «потребленными» во время боевых действий.

Рекомендуем:

  • Фотоистории