16+
Вторник, 16 апреля 2024
  • BRENT $ 89.66 / ₽ 8434
  • RTS1156.82
3 ноября 2009, 14:34

В ЦДХ началась «битва» за Премию Кандинского

Лента новостей

В Москве открылась выставка номинантов единственной в России независимой премии современного искусства — Премии Кандинского. Кто имеет наибольшие шансы получить в этот раз 40 тысяч евро?

В ЦДХ открылась выставка номинантов премии Кандинского. Фото: Митя Алешковский/BFM.ru
В ЦДХ открылась выставка номинантов премии Кандинского. Фото: Митя Алешковский/BFM.ru

В Москве открылась выставка номинантов единственной в России независимой премии современного искусства. Кто получит 40 тысяч евро? Удастся ли избежать скандалов? За большой битвой арт-имен наблюдают крупнейшие коллекционеры, бизнесмены, владельцы аукционных домов. О своих впечатлениях — Дмитрий Буткевич и Валерия Галлай.

Третья «серия» Премии Кандинского открывается широкой публике в Центральном доме художника 3 ноября. В течение трех недель можно будет напрягать свое эстетическое сознание, – простым буддистским созерцанием здесь не обойдешься, да и велеречивые объяснения художниками своего концепта на приклеенных вразнобой бумажках мало что дают. Вы увидите достижения последних двух лет в области современного российского актуального искусства. Оставим актуальным критикам анализ собственно качества и всякого рода сравнения. Впрочем, и нам без сравнений с прошлыми премиями и западными аналогами, конечно, не обойтись.

Независимая отечественная премия названа в честь великого художника Василия Кандинского, одного из немногих, признанных в мире до такой степени, что его и русским давно уже не считают.

О названии, традициях и суммах

Шалва Бреус, председатель Попечительского совета Премии Кандинского и учредитель Культурного фонда «АртХроника», конечно, следовал принятой западной практике, — называть национальные художественные премии именами национальных «икон» изобразительного искусства. Премия Тёрнера в Великобритании, премия Марселя Дюшана во Франции, премия Хоана Миро в Испании, премия Винсент (в смысле Ван-Гог) в Нидерландах.

Кстати, и призовой фонд у нас вполне сравним со «старшими» аналогами. Например, одна из самых престижных в мире — Премия Тёрнера — выделяет победителю 25 тысяч фунтов. В России победитель главной номинации «Проект года» получает 40 тысяч евро. А ещё есть номинации «Молодой художник года» (до 30 лет) — 10 тысяч евро и «Медиа-арт» — тоже 10 тысяч.

О скандалах и противоядиях

Внимательный любитель современного искусства заметит, что у нас уже после первой премии исчезла номинация: «Лучший художник года по мнению зрителей». Насколько мы помним, ему выдавали 5 тысяч евро. Как рассказывал нам когда-то Бреус, от этой номинации отказались, когда заподозрили махинации со стороны почитателей таланта одного из художников.

Впрочем, это не единственный скандал, связанный с «кандинским» (так, конечно, и полагается любой крупной национальной премии). Год назад главный победитель-2008 — Алексей Беляев-Гинтовт был обвинен в национал-фашизме. Шли долгие дискуссии на тему, корректно ли связывать политические пристрастия с художественными потенциями автора. Кстати, фашистская ориентация Беляева-Гинтовта так и не была доказана.

Шалва Бреус предположил, что нынешняя премия будет максимально сложной для определения победителя. По его словам, «предстоит настоящая битва». Слишком много «тяжеловесов» выставляется в главной номинации «Проект года»: Батынков, Захаров, Пепперштейн, Файбисович, Шутов. Что уж говорить об известном лендартисте Николае Полисском с его проектом «Большой андронный коллайдер»: несколько крупных деревянно-брусовых конструкций метра три высотой, занимающих целый отдельный зал. (Как сказал сам автор: «Я такую крохотную композицию представил, даже неловко, прямо минимализм»).

Устроители нашли противоядие против этого «беспредела заглавных Букв и Имен». Попытались обезопасить себя против возможных обвинений в «преклонении» перед сложившимися мастерами путем количественного увеличения членов жюри — с 6 до 7 человек, и введения новой институции — экспертного совета из 6 членов.

Но, на наш взгляд, некоторых «скандальчиков», увы, не избежать. Да вот, хотя бы в номинации «Медиа-арт-проект». Уже на открытии не только мы заметили, что «проект-мистификация» Александра Лаврова «Телевизоры» удивительно-неприлично похож на инсталляцию победителя российской государственной художественной премии «Инновация-2008» Владислава Ефимова, которая называлась «Для Радио».

Об интересующихся

Екатерина МакДугалл, совладелица британского Аукционного дома MacDougall’s, специализирующегося на торгах русским искусством, заметила, что большинство из экспонентов — не просто потенциальные, но и реальные ее клиенты: «Это искусство абсолютно коммерческое. Большинство участников могут выставляться на наших аукционах. Я пришла, может, чтобы взрыв какой-то увидеть, ну что-то хотя бы новое, неожиданное».

Петр Авен, президент Альфа-банка, молча и быстро обошел всю экспозицию, и, похоже, не слишком был склонен что-то комментировать. Но то, что мы видели столь крупного бизнесмена-собирателя старого искусства подряд на двух ярких экспозициях contemporary art (на недавней Арт-Москве, и теперь на Премии Кандинского), и не заметили на Антикварном Салоне, — пожалуй, о чем-то говорит…

Зато Олег Кулик и Елена Селина (галерея XL) дружно полежали на квази-бетонной кровати «Спальный район» художницы Марины Звягинцевой. Остается пожелать ей победы в номинации «Медиа-арт».

Все работы из «лонг-листа» номинантов Третьей Премии Кандинского можно увидеть до 26 ноября в ЦДХ на Крымском валу. По итогам выставки будет создан «шорт-лист» — по три участника от каждой номинации. А 10 декабря, на этот раз, в концертном зале Барвиха Luxury Village состоится вручение премий победителям.

Номинанты премии по традиции выезжают за рубеж. Первые посетили Ригу и Берлин. Вторые и сейчас выставляются в Лондоне. Говорят, с большим успехом. Показывать российское современное искусство за рубежом — одна из целей и задач Премии Кандинского. Планируется, что нынешние триумфаторы поедут в Киев и Израиль.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию