16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.04 / ₽ 8145
  • RTS1171.06
15 марта 2017, 12:12 Политика

Восстание «тунеядцев»: пять главных ошибок Лукашенко. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

В Белоруссии проходят массовые митинги против налога для неработающих граждан. Властям уже пришлось пойти на некоторые уступки. Приведут ли эти протесты к белорусскому «майдану»?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Конституционный суд Белоруссии считает законным так называемый налог на «тунеядцев», говорится в сообщении, размещенном 15 марта на сайте КС. Ранее Лукашенко поручил к 1 мая решить вопрос трудоустройства всех безработных. Он также потребовал от милиции не допускать провокаций во время акций протеста в Белоруссии.

Марш протеста против «налога на тунеядцев» проходит в Минске 15 марта, в День конституции республики. Протестные акции в Белоруссии, которые стали самыми массовыми за последние годы, идут уже не первую неделю. Власти страны под давлением протестантов уже пошли на уступки: Лукашенко приостановил действие декрета о налоге на «социальное иждивенчество». Согласно этому документу, принятому еще в 2015 году, все, кто официально не трудоустроен в течение 60 месяцев, например, работает за границей, были должны уплатить особый налог (460 белорусских рублей или 245 долларов). В случае неуплаты мог последовать административный арест или принудительные общественные работы. Грозят ли протесты перерасти в белорусский «майдан» — в комментарии Георгия Бовта.

И на старуху бывает проруха. И вот она, проруха, пришла к «батьке» Лукашенко, причем оттуда, откуда он и не ждал, ведь ему наверняка казалось, что в его стране у него все «схвачено»: оппозиция маргинальна, а спецслужбы всесильны, «фронда» внутри власти отсутствует, ибо подавляется в зародыше. Можно всевластвовать вплоть до самодурства.

И вдруг по всей традиционно спокойной республике, а не только в столичном Минске, как раньше, прошли массовые акции протеста. Поначалу власти настолько опешили, что обошлись без репрессий. Видимо, сказалось еще и желание Лукашенко покончить с прилипшим к нему имиджем «последнего диктатора Европы», который он хотел бы пустить транзитом чуть на восток. При этом был совершен целый ряд ошибок.

Во-первых, изначально экономическим протестам дали перерасти в политические. И хотя сейчас власти перешли к традиционной тактике массовых арестов, просто так загасить эту волну уже не удастся. Во-вторых, протестантам сделаны уступки, причем половинчатые: скандальный декрет не отменен, а лишь приостановлен. Таким образом, Лукашенко не только показывает слабину, сдавая назад, но и демонстрирует неспособность перехватить политическую инициативу.

При этом сам декрет ничего не решает: он дурно администрировался и попросту глуп с экономической и политической точек зрения, при том что наказание за неисполнение неоправданно жестокое. Налоговые органы разослали около 470 тысяч уведомлений, срок уплаты налога истекал 20 февраля, но это сделали лишь около 54 тысяч граждан, то есть 11%. Для неплательщиков была предусмотрена административная ответственность, включая арест и принудительные работы. Однако ни контрольная, ни карательная функции декрета не сработали, а это уже никакая не диктатура, а бардак, и люди это поняли.

В-третьих, пропагандистская реакция на происходящее оказалась глупой и провоцирующей, что, впрочем, типично для всякого авторитарного режима, который привык слушать только своих соловьев, поющих ему осанну. Теперь государственные каналы ищут неких заказчиков дестабилизации за границей и утверждают, что демонстранты выходят на улицы за 20 «баксов». Это называется «подливать масла в огонь».

В-пятых, эти протесты, в отличие от прошлых лет, проходят на фоне испорченных отношений с Москвой. Лукашенко в последнее время вообще так много и пафосно говорил о своих личных обидах на Кремль, что совершенно запустил внутренние проблемы страны. Экономическое положение Белоруссии ухудшается не первый год, и многим жителям на этом фоне надоело слушать о «недружественных российских ценах» на нефть и газ, о создании 30-километровой пограничной зоны, о неких оскорблениях белорусских министров и еще про кучу других обид «батьки» на Путина. Такое смещение акцентов на поиск внешних виноватых — часто явный признак неадекватности авторитарного правителя, который если претендует на эффективность правления, то должен чутко прислушиваться к настроениям, фобиям и даже наивным мечтам обывателей и не идти им сильно поперек, а, скорее ими управлять и манипулировать.

Приведут ли эти протесты к белорусскому «майдану»? На сей раз вряд ли: запас прочности режима Лукашенко все еще велик. В самом крайнем случае Москва все равно поможет, поскольку пока альтернативы ему не видит. Однако нынешний звонок тревожный, прежде всего потому что для Лукашенко настает момент, который в известной сказке Киплинга выражен фразой «Акела промахнулся» или, если по-нашему, он уже не так хорошо ловит мышей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию