16+
Понедельник, 19 ноября 2018
  • BRENT $ 67.28 / ₽ 4439
  • RTS1134.93
14 апреля 2017, 14:44 Авто

Автодемократия по-британски приходит в Россию. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

В ПДД снова появятся изменения, в частности, о проезде перекрестков с круговым движением. Станет ли удобнее?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В Россию приходит автодемократия по-британски. По поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова скоро будут подготовлены изменения в правилах дорожного движения, согласно которым, в частности, правила проезда перекрестков с круговым движением в России станут как в Европе: преимущество получает тот, кто находится на круге, а не наоборот, как сейчас, когда при отсутствии знака «Уступи дорогу» действует правило помехи справа. Почему так долго тянули с этими изменениями — в комментарии Георгия Бовта.

Каждый, кто водил машину в Европе, заметил, что там правила проезда перекрестков с круговым движением удобнее и создают меньше пробок. Логика такая же, как при попытке войти в уже заполненное людьми помещение: не надо давиться и лезть через головы, надо сначала дать людям выйти. В этом есть определенный элемент общественной культуры.

Но этот урок выучили не сразу. Первый круговой перекресток, так называемый Columbus Circle, появился в Нью-Йорке в 1905 году близ Центрального парка как альтернатива крестообразному. Он был устроен ровно так, как сейчас в России: преимущество у того, кто справа и въезжает на круг. Этот опыт копировали другие города США и многие страны мира до середины ХХ века. Однако оказалось, что на таких кругах повышенная аварийность и пробки они не рассасывают, а создают. В Америке от них отказались первыми, перейдя либо к многоуровневым развязкам, либо к обычными светофорам.

В 1966 году инженер британской Лаборатории транспорта Фрэнк Блэкмор придумал современный круговой перекресток — когда уступает тот, кому на него въезжать. Простое решение оказалось гениальным: по сравнению с обычным перекрестком количество серьезных аварий, в том числе со смертельными исходами, на кругах на 80-90% меньше, поскольку столкновения там происходят не под прямым углом и на меньших скоростях. Количество всех аварий меньше на 40%, а пропускная способность на 15-20% выше, чем у привычного кругового движения.

По данным Университета Канзаса, пропускная способность британских кругов на 65% выше, чем крестообразных перекрестков со светофорами. Воздух не так загрязняется выхлопами, поскольку меньше пробок. Сами британцы из числа фанатов этих кругов говорят, что такой способ регулирования движения более демократичен, нежели «диктаторские» светофоры, которые указывают, когда тебе ехать. Более того, круги настраивают людей на взаимное уважение и сотрудничество, ведь может уступить и тот, кто на кругу.

В Британии сейчас около 25 тысяч таких кругов, называемых roundabout, — самая высокая плотность с учетом всех дорог. Мировой рекордсмен по абсолютному числу — Франция, где их около 30 тысяч. В США — только 3 700 кругов, но американские города сейчас начали как раз массовое внедрение «круговых перекрестков по-британски».

Сами британцы тем временем по-тихому начинают отказываться от roundabouts в пользу старых добрых светофоров, но, конечно, далеко не везде. Выяснилось, что круговые перекрестки не очень эффективны при маятниковом движении, когда основная масса едет утром в одном направлении, а вечером — в другом. Они эффективны на дорогах с малой и средней плотностью движения, но не с высокой.

Придуманные в 1960-х, когда основным контингентом автомобилистов были уравновешенные мужчины средних лет, roundabouts не очень подходят более темпераментным водителям, особенно мотоциклистам и велосипедистам. Для последних они как раз более опасны. Тут англичан перещеголяли датчане, которые стали отделять на кругах машины от двухколесного транспорта. А французы от своих кругов отказываться вообще не собираются, считая их высшей формой развития автомобильной демократии.

Что касается американцев, то 80% водителей «круговые перекрестки по-британски» не нравятся, за их массовое внедрение — лишь 20%. Но в Америке правила проезда перекрестка со знаками «Движение без остановки запрещено» тоже не такое, как в России: там сначала движется тот, кто первым приехал на перекресток. Но при этом в правилах рекомендуется держать визуальный контакт с другим водителем, чтобы, во-первых, понимать его действия, во-вторых, уступить ему дорогу вне формального правила. Тоже ведь автомобильная демократия, но другая. Россия же пока на кругах попробует британский вариант.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории

BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию