16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 89.46 / ₽ 8417
  • RTS1160.60
20 апреля 2017, 10:53 Общество

ЖКХ как новая главная проблема внутренней повестки. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

В Новосибирской области отменили запланированное повышение тарифов на 15% после акций протеста. Станет ли этот случай исключением из правила, согласно которому власть крайне неохотно уступает давлению на нее?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий отменил свое же решение от декабря минувшего года о росте тарифов ЖКХ в среднем на 15%. Он сказал, что тарифы повысятся лишь на 4%. Это решение было принято после семи довольно массовых митингов протеста, которые прошли в области в этом году. Подробнее — в комментарии Георгия Бовта.

Не далее как в декабре правительство Новосибирской области во главе с тем же Городецким, членом «Единой России», утвердило увеличение тарифов. Холодная вода с 1 июля могла подорожать на 20%, горячая — на 15,9%, отопление — на 14,9%, водоотведение — на 20%. Тогда говорилось: расценки повышают, потому что население снизило потребление тепла и воды. А из-за этого монополисты — поставщики соответствующих услуг получают доход ниже плана. По существующим методикам эти потери поставщикам услуг нужно компенсировать. Население области, прочувствовав на себе в полной мере всю странную прелесть действующих на федеральном уровне методик, вышло на улицы и с ними громко не согласилось. И вот результат.

Власти области открыто не признают, что пошли на уступки, а говорят — они что-то там просто правильно пересчитали. Однако главный вопрос в том, насколько теперь этот новосибирский «почин» может стать «великим», охватив и другие регионы. Ведь упомянутые методики нигде и ничем не лучше — при довольно мутной системе ценообразования в ЖКХ в принципе. Откуда берутся каждый раз новые и неизменно каждый месяц более высокие цифры в «жировках» за квартиру, совершенно не понятно ни в Москве, ни в Владивостоке. Многим обывателям кажется — все это ниспослано сверху, и «что уж тут поделаешь».

На самом деле, это ниспослано с двух «верхов» как минимум. В части тарифов ЖКХ в электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении за Федеральной службой по тарифам остается определение оптовых цен и лишь предельных тарифов для конечных потребителей, а также контроль за соблюдением цен. А за региональными властями, собственно, конкретные тарифы и нормативы потребления и тоже соблюдение цен.

То, что новосибирцы добились частичного обуздания тарифов, ставит вопрос и о том, сколь эффективной может, оказывается, быть общественная борьба. В данном случае — социальный протест. Нет, не политический. Хотя многие считают: у нас что ни возьми — упрешься в эту самую политику. Но пока тот же новосибирский протест вполне вписывается в жанр «податия челобитной высокому начальству», на этот раз — губернатору. На улицах в общем не звучали громкие привык к отставке правительства страны или роспуску парламента, поддерживающих такую систему ценообразования в ЖКХ. И отказать таким совершенно простым гражданам в проведении массовых акций, которые они мотивируют тем, что им так скоро еду не на что будет покупать, довольно, согласитесь, трудно.

Однако, идя на уступки этим простым людям, региональные власти тем самым, по сути, подвергают сомнению эффективность самой системы, где естественные монополисты — поставщики коммунальных услуг толком не обузданы в своих желаниях ни на федеральном уровне, ни на региональном. И это вопрос уже не только экономический и социальный, но и политический. Рано или поздно, если ничего с такой системой не делать, как политический этот вопрос и обострится. В том числе это будет зависеть от того, последуют ли примеру новосибирцев, отважившихся на массовые акции протеста не только в условиях 30-градусных морозов, но и в условиях жесткого законодательства, такие акции регулирующего, в других регионах страны. И сумеют ли региональные власти вовремя почувствовать нарастающее социальное напряжение и сработать на опережение. В том числе на опережение оппозиции, которая вообще пока социальной тематикой не интересуется. Собственно, это и может стать главной проблемой внутриполитической повестки в стране.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию