16+
Четверг, 24 августа 2017
  • BRENT $ 52.42 / ₽ 3101
  • RTS1048.01
1 июня 2017, 11:16 Общество

Беспрецедентный визит Путина к староверам. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Впервые после царя Алексея Михайловича в Рогожском старообрядческом центре побывал глава государства. Чем знаменательно это событие?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Владимир Путин посетил Рогожский духовный центр Русской православной старообрядческой церкви в Москве. В сопровождении митрополита Корнилия он осмотрел выставку «Сила духа и верность традиции» в храме Рождества Христова и побывал в Покровском соборе — кафедральном храме Русской православной старообрядческой церкви. Путин стал первым главой российского государства, который посетил Рогожский старообрядческий центр.

Рогожская слобода — исторический район Москвы, возникший в конце XVI века, традиционное место поселения старообрядческих семей. До 1917 года он считался духовным центром всего московского старообрядчества. Как можно трактовать этот жест со стороны главы государства — в комментарии Георгия Бовта.

Встреча главы государства с духовными лидерами старообрядцев именно в их храмах и духовном центре действительно беспрецедентна. Таких встреч не было со времен церковного раскола ХVII века, то есть после царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим. Более того, Государство Российское жестоко преследовало старообрядцев, или, как их называли, староверов, притом что в ХIХ веке они составляли, по некоторым данным, треть населения страны.

Жестокие преследования вплоть до ссылки и смертной казни продолжались до либеральных реформ Александра II, когда вышли первые послабления. Начиная с 1874 года дети староверов наконец стали считаться законнорожденными. Полная же либерализация произошла уже в 1905 году с изданием указа «Об укреплении начал веротерпимости».

При этом именно купцы и предприниматели-старообрядцы заложили качественно новую предпринимательскую этику в России. Позже Макс Вебер сравнивал ее с протестантской этикой, заложившей «дух капитализма». В Москве исторически местами поселения старообрядцев были как раз Рогожская застава и бывшее село Преображенское.

Купцы-старообрядцы, такие как Гучковы, Солдатенковы и другие, были не только видными предпринимателями, но и меценатами Москвы. Третьяковская галерея появилась благодаря усилиям и деньгам старовера Павла Третьякова, а коллекция Румянцевского музея во многом обязана своим появлением Козьме Солдатенкову.

В начале ХХ века староверы выступали и политическими подвижниками, стремясь изменить развитие страны во благо людей, как они его понимали. Но если, к примеру, Павел Рябушинский издавал октябристскую «Народную газету», будучи одним из основателей и спонсоров соответствующей партии, то Савва Морозов жертвовал большевикам и их изданиям.

Кстати, о принципах. Кредо основателя династии Рябушинских было «Все для дела — ничего для себя». В 1916 году уже Михаил Рябушинский, продолжатель дела, писал: «Нашей главной целью была не нажива, а само дело, его развитие и результат. И мы никогда не поступались ни нашей честью, ни нашими принципами и на компромисс с нашей совестью не шли». В канун Первой мировой войны именно старообрядцы-предприниматели сыграли решающую роль в выработке «Семи принципов ведения дел в России», принятых как норма многими другими промышленниками России. Многие из тех принципов и сейчас было бы актуально напомнить, а то подзабылись.

Впрочем, скорее, главной мотивацией визита президента к староверам были не изыскания по части предпринимательской этики, а стремление подчеркнуть внимание светской власти ко всем религиозным конфессиям. Тем более важно подчеркнуть внимание к православию в ту пору, когда на Украине общинам Русской православной церкви приходится весьма непросто под давлением властей.

В восприятии общественности данного события может присутствовать еще один аспект. Визит президента к староверам состоялся спустя относительно короткое время после запрета в России как нежелательной религиозной организации «Свидетелей Иеговы». На сей счет ряд западных лидеров даже выразил озабоченность. Впрочем, воспринять визит к старообрядцам как некий полноценный асимметричный ответ за критику преследования «Свидетелей Иеговы» может лишь тот, кто не знает разницы между первыми и вторыми.

Рекомендуем:

  • Фотоистории