16+
Суббота, 22 июля 2017
  • BRENT $ 47.93 / ₽ 2845
  • RTS1024.89
24 июня 2017, 17:20 Право

Режиссер «Театра.doc»: ситуация вокруг «Гоголь-центра» — «Вторжение похитителей тел» и абсурд

Лента новостей

Сам худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников дал интервью, в котором резко высказался о деле «Седьмой студии». «Театр оказался перед гигантской машиной репрессивного свойства», — подчеркнул он

Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Обновлено 26 июня в 11:34

«Театр оказался лицом к лицу с гигантской машиной репрессивного свойства» — так худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников прокомментировал обыски и дело «Седьмой студии» в интервью «Комсомольской правде». Режиссер, в частности, рассказал, что узнал об обвинениях во время обыска, — он был очень удивлен.

Кирилл СеребренниковКирилл Серебренников режиссер, художественный руководитель «Гоголь-центра» «Я был в крайней степени удивления, когда увидел в бумажке, которую мне предъявили во время обыска, что нас обвиняют в том, что какие-то мероприятия на «Платформе» не состоялись, в том числе международные мероприятия. А я прекрасно помню, что они не просто прошли, а прошли с каким-то невероятным успехом. Что делать, когда по тебе катится каток? Театр, искусство оказались лицом к лицу с гигантской машиной достаточно репрессивного свойства. Очень хрупкие, беззащитные, честные люди сейчас дают какие-то объяснения, ходят к адвокатам, подвергаются обвинениям, у них устраивают обыски, обыскивают их и их родителей, кто-то даже сидит за решеткой, как Алексей Малобродский. Я не хочу давать таких оценочных суждений. Знаю одно, это абсурд и шизофрения. Это нелепая и чудовищная ситуация, из-за которой оказалось в опасности большое количество честных и профессиональных людей, которые, между прочим, работают совсем не в такой «денежной» сфере, как об этом сейчас некоторые думают. Это смешно! Если ты хочешь зарабатывать деньги, ты идешь не в театр, не в современное искусство, а в бизнес. А в таких проектах, как «Платформа», работают, прежде всего, энтузиасты и те, кто любит искусство. Это были времена, когда государство поддерживало проекты современного искусства. Сейчас оно всю эту поддержку свернуло, как мы знаем».

Бывший директор «Гоголь-центра» и экс-продюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский был арестован судом на этой неделе. Его обвинили в хищении денег, выделенных несколько лет назад на постановку «Сон в летнюю ночь» в рамках проекта «Платформа». Спектакль, по мнению следствия, не был поставлен, хотя десятки, если не сотни людей уже подтвердили, что видели эту постановку.

Чем объяснить риторику Серебренникова в интервью газете?

Леонид РадзиховскийЛеонид Радзиховский публицист «Если в такой манере выступает, значит, у него для этого есть причины. Он же не хуже нас с вами понимает, что это кому-то может не понравиться. Значит, он сознательно идет на обострение. Как мне кажется, это может иметь ту причину, что ситуация его действительно паршивая, потому что, если бы у него была сильная позиция, реальные, веские аргументы, то мне кажется, что он бы таких резких заявлений не делал. По-моему, столь резкие заявления — это признак несильной, а слабой позиции, то есть демонстрация, что он готов идти до конца. Он-то готов, но какие у него реальные козыри. История эта очень странная, я все-таки не думаю, что в прокуратуре сидят, очевидно, психически больные люди, которые будут говорить на простые факты, что их нет. Поэтому я думаю, что что-то здесь не то. Я не утверждаю, естественно, что прокуратура права, что этого спектакля не было, но мне кажется, странным, что прокуроры отрицают очевидный факт».

Режиссер, член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Станислав Говорухин интервью в «Комсомолке» прочитал, но прокомментировать смог только вопрос о господдержке современного искусства.

Станислав ГоворухинСтанислав Говорухин режиссер, сценарист, актер, народный артист РФ «Я не могу быть согласен или не согласен, потому что я ни разу не был, к сожалению, в театре у него, не был на спектакле «Седьмой студии». Мне не хотелось бы влезать, ничего не понимая в этом деле, ничего не видя, чтобы не получилось так, как бывало раньше — не читал, но осуждаю. Нет, не могу, к сожалению комментировать. Нужны доказательные примеры того, что государство отказалось от поддержки современного искусства. По-моему это чушь. Это глупость, которую без устали повторяют очень многие деятели культуры, которым государство бесконечно много помогает».

Режиссер «Театра.doc» Варвара Фаэр вопрос взаимодействия с государством для себя решила давно. О ситуации с «Гоголь-центром» она говорит следующее:

Варвара Фаэр режиссер «Театра.doc» «Спектакля не было, который на самом деле шел, прокурору не ясно, судье тоже... Абсурд, что говорить-то? Говорить уже нечего. Понимаете, это «Вторжение похитителей тел». Идиоты начинают завоевывать мир. Классику надо пересмотреть и понять, что происходит. Я работаю в театре, который от государства не получил ни копейки никогда и не получит — и слава Богу. Мне кажется, что в условиях того, как все это построено у нас давно уже, творить с государством в принципе невозможно. И не нужно, потому что это заранее лишение себя свободы. Вот для меня — я себя заранее лишать свободы творческой не собираюсь. Пусть у меня будет сделано что-то из ничего, но так, как я хочу. А чтобы мне абсолютно диктовали, коммерческим путем или пропагандистским, какой формат выполнять — да пошли вообще».

По существу же Кириллу Серебренникову и всей его команде должно быть очень обидно, считает заместитель председателя Союза театральных деятелей Дмитрий Мозговой.

Дмитрий Мозговой заместитель председателя Союза театральных деятелей «Глупо очень получается. Сейчас надо доказывать, что этот проект был, что он был значимый, потому что, мне кажется, здесь много очень людей, которые занимались современным искусством, современным театром, они не только знали, но и участвовали в этом проекте. Он пользовался большим спросом у зрителей. И это, на самом деле, мне казалось, тот проект, которым можно гордиться, потому что он существовал всего три года, и за три года он смог из ничего создать среду, атмосферу, интересный контент и так далее. Там действительно, было реализовано огромное количество проектов, лабораторий, мастер-классов и тех же спектаклей, которые с успехом там шли. Я знаю точно, что там за три года проект получал от Министерства культуры чуть больше 200 млн рублей. Я точно знаю, что это не огромные деньги, и эти деньги тратились, как на аренду «Винзавода», так и на какие-то, условно, охрану, оборудование. На то, что оставалось, делался очень приличный, очень знаковый и очень яркий контент. Все спектакли действительно были, и я сам на многих спектаклях и на многих дискуссиях присутствовал. Могу сказать, что это был такой некий прорыв в современном театре и в современном искусстве. Конечно, я понимаю, что сейчас насколько в унизительной и глупой ситуации находятся люди, которые вынуждены доказывать очевидные вещи — доказывать, что это действительно было».

В конце мая в квартире Кирилла Серебренникова и в самом «Гоголь-центре» прошли обыски. Режиссер был допрошен в качестве свидетеля. По делу о хищении бюджетных средств, кроме Малобродского, арестовали экс-бухгалтера «Седьмой студии» Нину Масляеву. Бывшего директора студии Юрия Итина отправили под домашний арест. Итин и Малобродский свою вину не признают; Масляева, по некоторым данным, дала показания об участии в обналичивании около 100 млн рублей.

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    Актуальные темы: