16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.67 / ₽ 7972
  • RTS1131.17
26 июня 2017, 10:29 Технологии

ФСБ и Роскомнадзор против Telegram

Лента новостей

Федеральная служба безопасности заявила, что теракт в Петербурге готовили при помощи мессенджера Павла Дурова. Владелец Telegram тем временем упрекнул Роскомнадзор в незнании того, как «шифруется коммуникация в 2017 году»

Здание Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России).
Здание Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России). Фото: Сергей Джевахашвили/ТАСС

Обновлено 14:30

Центр общественных связей ФСБ России заявил, что перед терактом в Петербурге злоумышленники использовали мессенджер Telegram. Такие данные приводит «Интерфакс». В сообщении говорится, что сервисом пользовались террорист-смертник, его пособники и зарубежные кураторы. Если следовать этой информации, они использовали мессенджер на всех стадиях организации и подготовки террористического акта. ФСБ также утверждает, что террористические организации тотально используют Telegram для осуществления конспиративной связи.

Позднее Дуров ответил ФСБ. «Время появления информации о том, что почти три месяца назад Telegram якобы использовался при подготовке теракта, вызывает вопросы. Печально, если спецслужбы России эксплуатируют подобную трагедию как предлог для усиления своего влияния и контроля над населением», — подчеркнул предприниматель.

Тем временем Роскомнадзор считает дни и подчеркивает, что готов заблокировать Telegram в самое ближайшее время. Ведомство по-прежнему ждет от владельца мессенджера Павла Дурова необходимых данных для внесения сервиса в реестр организаторов распространения информации. Вот что заявил в эфире телеканала НТВ глава Роскомнадзора Александр Жаров:

«Информация внутри Telegram шифруется, и проникнуть в нее мгновенно при отсутствии ключей для дешифрации этой информации ни одной спецслужбе еще не удавалось. Это очень сложно. Соответственно, нежелание господина Дурова представить ключи от этой информации всем спецслужбам мира, насколько я знаю, позволяет террористам по-прежнему безнаказанно убивать людей с использованием этого канала коммуникации. Я не могу сказать, что мы готовы и будем блокировать Telegram завтра. Но время ограничено, оно исчисляется днями, и мы будем эти дни ждать ответа Павла Дурова. При оптимистическом варианте он отвечает, мы вносим мессенджер в реестр организаторов распространения информации, и на этом работа Роскомнадзора заканчивается».

В ответ на это Павел Дуров заявил, что требования регулятора противоречат 23-й статье конституции о праве на тайну переписки. Основатель мессенджера на своей странице во «ВКонтакте» также написал: выдвинутые условия демонстрируют незнание того, как шифруется коммуникация в 2017 году.

«Глава Роскомнадзора заявил, что Telegram должен выдать спецслужбам «ключи для дешифрации», чтобы те могли читать переписку пользователей и ловить террористов. Это требование не только противоречит 23-й статье Конституции РФ о праве на тайну переписки, но и демонстрирует незнание того, как шифруется коммуникация в 2017 году. В 2017 году обмен секретной информацией построен на оконечном шифровании, к которому у владельцев мессенджеров нет и не может быть «ключей для дешифрации». Эти ключи хранятся только на устройствах самих пользователей. Хотя Telegram был пионером этой технологии, сегодня оконечное шифрование используют все популярные мессенджеры, включая WhatsApp, Viber, iMessage и даже Facebook Messenger. Потенциальная блокировка Telegram никак не усложнит задачи террористов и наркодилеров — в их распоряжении останутся десятки других мессенджеров, построенных на оконечном шифровании (+VPN). Ни в одной стране мира не заблокированы все подобные мессенджеры или все сервисы VPN. Чтобы победить терроризм через блокировки, придется заблокировать интернет».

В Кремле найдут замену Telegram, если он будет заблокирован, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналистов. У него спросили, на какой мессенджер перейдут в администрации главы государства, если сервис Павла Дурова заблокируют. В целом комментировать ситуацию вокруг ситуации с Telegram Песков не стал. По его словам, это не вопрос администрации президента:

Дмитрий ПесковДмитрий Песков заместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ «Вы знаете, что Жаров этим занимается, и это вопрос, собственно, соблюдения тех норм, которые предписываются действующим нашим законодательством. Если в итоге сервисы этого мессенджера будут недоступны, то перейдем на другой. Посмотрим, какой будет удобнее. В данном случае здесь есть и конкуренция, есть множественность, есть выбор».

Руководитель Агентства кибербезопасности Евгений Лифшиц в интервью Business FM подтвердил слова Дурова о том, что владельцы сервиса не располагают ключами для дешифровки. Однако, по мнению эксперта, администрация мессенджера может помочь в поисках пути:

— Все популярные мессенджеры действительно используют шифрование оконечных устройств.

— Действительно владельцы не могут иметь ключей, правда, что ключи хранятся только на устройствах пользователей?

— Да, даже генерятся при помощи самого устройства, поэтому являются уникальными, хранятся на устройствах.

— А другие?

— WhatsApp люди используют, теоретически владельцы мессенджера могут передать эти ключи. Технически, я думаю, запрет Роскомнадзор будет делать по-другому, то есть после запрета напишут письма в магазины типа Apple Store с требованием убрать мессенджер из приложения этой страны.

— А тем, у кого он уже стоит?

— Операторы могут позакрывать те порты, которые использует мессенджер. Технически всегда можно найти способ из трафика выделить этот объем и при поддержке производителя софта организовать эти пакеты, идентифицировав в них ключ. Но нужна такая открытая поддержка производителя.


Юрист, директор стратегических проектов CAF Group Валентин Островский считает, что основатель Telegram прав, но только частично.

Валентин Островский директор стратегических проектов CAF Group «Конституция действительно защищает право граждан на тайну личной переписки. Но в том случае, если переписка происходит между преступниками, в рамках оперативной работы спецслужбы имеют право получить доступ к этим данным. Это вещи, не противоречащие друг другу, потому что право на тайну переписки защищается конституцией с точки зрения ненарушения прав других граждан. Как только право в личной переписке начинает угрожать государственному строю, государству и жизни граждан, то в данном случае, естественно, государство имеет все основания для того, чтобы получить доступ к этой переписке и противодействовать терроризму. Я не вижу в данном случае противоречия. Вопрос, связанный с другим аспектом, возникает у того же Павла Дурова, да и у многих других: представители спецслужб правоохранительных органов могут злоупотреблять собственным правом и получать доступ к переписке граждан не в рамках антитеррористической борьбы, а для решения вполне конкретных бизнес-задач — это как раз захват бизнеса, вмешательство в экономические отношения различных хозяйствующих субъектов по заказу одного из них. Таких случаев достаточно много. С этой точки зрения опасения Павла Дурова вполне понятны, так как примеров, к сожалению, таких злоупотреблений со стороны правоохранительных органов было очень и очень много».

Роскомнадзор с середины мая пытается добиться от Telegram информации, необходимой для включения в реестр организаторов распространения информации. До сих пор администрация мессенджера не ответила ни на одно письмо регулятора.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию