16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.70
5 июля 2017, 05:15 ПолитикаПерсоны

Решат ли Путин и Трамп «дачный вопрос»? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Совершенно точно на саммите «Большой двадцатки» президенты США и России обсудят вопросы Сирии и Украины. Однако не менее важным остается ситуация вокруг так называемых дач

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Итак, двусторонняя встреча Владимира Путина и Дональда Трампа во время саммита «Большой двадцатки» в Гамбурге все-таки состоится. Обе стороны подтвердили факт ее проведения. Более того, это будут полноценные переговоры двух лидеров. О чем, в принципе, может зайти речь, и смогут ли Путин и Трамп хотя бы о чем-то договориться?

То, что состоятся полноценные переговоры, — уже большой успех. Еще несколько дней назад казалось, что речь может идти лишь о неформальной беседе. В администрации США, согласно утечкам в прессу, была сильная оппозиция полноценной встрече. Могла повториться ситуация прошлогоднего саммита «Большой двадцатки», когда Путин и Обама проговорили чуть ли не в фойе минут 20. И как теперь выясняется, весьма холодно: якобы Обама тогда предъявил президенту России некие претензии насчет вмешательства хакеров в американскую предвыборную кампанию. Вряд ли Трамп будет поднимать тему русских хакеров в обвинительном или конфронтационном ключе, как от него ждут этого целый ряд его критиков. Однако и без хакеров острых тем немало.

По сообщениям российской стороны, президенты обсудят Сирию и Украину. Вряд ли Трамп осмелится под ударами своих многочисленных критиков как-то смягчить позицию США в украинском или крымском вопросах и тем более намекнуть на ослабление санкций. До недавних пор Америка не выказывала желания присоединиться к минскому формату урегулирования на Украине. Никаких внятных предложений по этой части из Вашингтона тоже не было.

По Сирии диалог может быть несколько более продуктивным. Россия недавно уже во второй раз вышла из соглашения об избежании инцидентов с силами США в Сирии. Теоретически можно в это соглашение снова вернуться, как было после апрельского визита госсекретаря США в Москву. Однако стоит заметить, что Пентагон до сих пор категорически отказывается от всякого взаимодействия с российскими силами в Сирии, якобы опасаясь утечек секретной информации. Сумеет ли Трамп заставить Пентагон вести себя более конструктивно с русскими во имя борьбы с терроризмом — большой вопрос.

Вообще из Вашингтона сейчас заявляют, что никакой конкретной повестки переговоров президентов вообще нет, и они будут говорить, о чем захотят. Что ж, Путин известен своим умением проводить такие переговоры в свободном формате. Впрочем, Трамп, как уже показал в ходе состоявшихся встреч в верхах, тоже оказался умелым переговорщиком. В то же время у обеих сторон есть несколько конкретных вопросов для обсуждения. К примеру, госсекретарь Рекс Тиллерсон на первый план ставит вопрос пересмотра известного «закона Дима Яковлева» 2012 года, запрещающего усыновление американцами детей из России. Этот вопрос будет поднят. И что-то подсказывает, что при наличии хоть какого-то прогресса по другим направлениям, вряд ли Трамп тут услышит в ответ дипломатически сформулированное «не ваше дело». Скорее — «давайте обсудим».

Также Госдепартамент хотел бы поднять вопросы о возобновлении двусторонних гуманитарных и культурных обменов, резко свернутых во время третьего президентства Путина под предлогом того, что это было завуалированное вмешательство в наши внутренние дела.

Есть вопросы, касающиеся дипломатической собственности. Так, с 2014 года идет спор по поводу участка земли в Петербурге для здания нового консульства США. В свою очередь, Россия хотела бы вернуть так называемые дачи. Так называют российскую дипсобственность, арестованную Обамой в декабре. Один комплекс в Oyster Bay, штат New York, на излюбленном месте отдыха нью-йоркцев Лонг-Айленде, второй комплекс — на берегу реки Корсика, в Мэриленде, под Вашингтоном. Помощник президента России Юрий Ушаков пригрозил, что терпение Москвы по поводу арестованного имущества истекает, и она может ответить США тем же.

Возможно, дачный вопрос в увязке с земельным участком под консульство в Петербурге — это будет единственное, о чем два президента смогут быстро договориться. Надо спешить: на 10 июля Палата представителей наметила принятие новых санкций против России, которые ранее почти единогласно одобрил Сенат. Голосование было отложено явно в ожидании встречи Трампа и Путина. А после принятия закона вернуть дачи без согласия Конгресса будет уже не так просто. А между тем, в Нью-Йорке и Вашингтоне в августе стоит страшная жара, и если дачи не вернут, российским дипломатам будет негде перевести дух от нее и сложных двусторонних отношений.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию