16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.34 / ₽ 8161
  • RTS1173.68
12 июля 2017, 21:31 Компании

Скандал с поставкой турбин Siemens может затормозить строительство ТЭС в Крыму

Лента новостей

Из-за спора с немецким концерном Москва может перенести сроки ввода мощностей на полуострове, считают эксперты. Почему в Крыму решили использовать турбины Siemens, хотя о запрете было известно, и есть ли выход из этой ситуации?

Фото: Michaela Rehle/Reuters

Обновлено 13 июля в 10:55

Немецкий концерн Siemens не подтверждает информацию Reuters о том, что на полуостров Крым были поставлены еще две газотурбинные установки. «Мы полагаем, что на полуострове находятся две наших турбины. Спекуляции еще о двух турбинах мы не комментируем», — заявил ТАСС представитель компании Вольфрам Трост.

Reuters написало, что обнаружило в порту Феодосии два объекта, похожих на подсанкционные турбины. Накануне немецкие власти начали обсуждение возможных мер в связи с поставками в Крым газовых турбин Siemens в обход санкций. Об этом сообщил журналистам официальный представитель правительства Германии Штеффен Зайберт.

Ранее Siemens подала в Московский арбитраж иск к «дочке» «Ростеха», компании «Технопромэкспорт», которая является заказчиком строительства двух электростанций в Крыму. В немецком концерне полагают, что «Технопромэкспорт» намеренно ввел в заблуждение поставщика турбин, которые якобы предназначались для проекта на Таманском полуострове, но на самом деле закупались для Крыма.

Турбины, которые предполагалось использовать на двух новых электростанциях в Крыму, выпускает совместное предприятие Siemens и «Силовых машин» в Ленинградской области. Семь таких турбин закупила в 2015-м дочка «Ростеха», компания «Технопромэкспорт», для строительства электростанции на Таманском полуострове. Четыре из них уже поставлены. В контракте, как следует из иска Siemens, прямо говорилось, что эти турбины не должны использоваться в Крыму.

Работы на Таманском полуострове заглохли, и турбины выставили на продажу. Купил ли их кто-нибудь, неизвестно. Потом ровно четыре такие турбины внезапно потребовались для двух крымских ТЭС. «Дочка» «Ростеха» утверждает, что купила их на вторичном рынке, но продавца не называет.

Проектировщик севастопольской ТЭС — группа компаний «Тэпинжениринг». Но «дочка» «Ростеха», выставила технические требования и четко прописала в договоре, что в каждом из двух энергоблоков должна быть использована газовая турбина конкретного типа, произведенная совместным предприятием Siemens и «Силовых машин». Договор подписали в марте позапрошлого года. Тогда уже действовали санкции, которые запрещают поставки энергетического оборудования в Крым. Была идея купить турбины в Иране, где они выпускаются по лицензии Siemens, но с иранцами договориться не удалось.

Аналогичных российских разработок нет, однако есть турбины меньшей мощности. Можно ли было спроектировать крымские ТЭС с использованием российского оборудования? Почему заказчик не учел рисков того, что поставки турбин Siemens окажутся под санкциями?

Константин СимоновКонстантин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Был приказ командования, надо было это делать. Очевидно, что исполнители приказа понимали все эти риски. Единственное объяснение, которое я вижу, — люди рассчитывали на то, что когда дело дойдет до поставки, ситуация с санкциями будет не столь жесткой. (Почему изначально не ориентировались на российское оборудование) — эта задача технически гораздо сложнее. Если вы используете вместо нескольких мощных турбин, кучу более мелких турбин, то вам нужно менять все расклады. Там совершенно другие энергоблоки. Я думаю, что был технически готовый проект, и менять под российские турбины не стали, потому что это было намного дольше. Я думаю, что тут все дело в сроках. Как у нас часто бывает, на политические риски просто закрыли глаза».

Российская сторона и не скрывает, что турбины, две из которых уже доставлены в Крым, произвели в Германии. Как заявлял ранее ТАСС глава Минпромторга Денис Мантуров, Россия обеспечила максимальную юридическую корректность при использовании технологий Siemens в производстве турбин для Крыма. «Технопромэкспорт», в свою очередь, заявил, что модернизировал приобретенные на вторичном рынке турбины на российских заводах. Можно ли считать это уже российским оборудованием, или это все еще турбины Siemens? Единого мнения на этот счет пока нет. Возможно, Арбитраж Москвы, куда подал иск немецкий концерн, сумеет в этом разобраться.

Есть ли какой-то выход из этой ситуации, который бы позволил сохранить лицо всем участникам? Об этом рассуждает директор центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин:

Павел СалинПавел Салин директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ «Выходом, который мог удовлетворить бы западных политиков, было бы то, что немецкие власти надавят на тот же Siemens, на немецкий бизнес с тем, чтобы он в обход санкционных механизмов перестал сотрудничать с Россией. Но Меркель этого не может сделать, у нее выборы на носу. А в Германии бизнес оказывает очень большое влияние на политику вообще и на электоральные процессы в частности. Поэтому пока никакого системного выхода из этой ситуации я не вижу. Думаю, что Москва может пойти для того, чтобы не засвечивать другие возможно существующие механизмы обхода санкций на уступки в данном вопросе и перенесет сроки ввода мощностей, или что-то еще».

Не исключено, что ввод в эксплуатацию двух крымских электростанций снова придется переносить. Как и выполнение задачи обеспечения энергонезависимости Крыма. И все потому, что кто-то принял неверное решение об установке на этих станциях санкционного оборудования. Кто этот «кто-то» и какими для него будут последствия, пока не понятно, ведь сугубо хозяйственное дело уже превратилось в политическое, причем на уровне Россия — ЕС.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию