16+
Среда, 18 октября 2017
  • BRENT $ 58.11 / ₽ 3329
  • RTS1146.62
21 ноября 2009, 10:02

Арт-неделя: Гудиашвили наконец-то в Третьяковке

Лента новостей

Редко случается что-то такое в московском художественном мире, что надолго останавливает наше внимание, что можно было бы назвать «настоящим событием» для отечественного искусства

Выставка Ладо Гудиашвили в Третьяковской галерее. Фото: Анна Ляленко/BFM.ru
Выставка Ладо Гудиашвили в Третьяковской галерее. Фото: Анна Ляленко/BFM.ru

Редко случается что-то такое в московском художественном мире, что надолго останавливает наше внимание, что можно было бы назвать «настоящим событием» для отечественного искусства.

Такая выставка открыта сейчас в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи, в Лаврушинском переулке. «ЛАДО ГУДИАШВИЛИ. Парижские годы».

О главном арт-событии недели Дмитрий Буткевич и Валерия Галлай.

Выставка, которой не было 50 лет

Это действительно так, — в 1958-м в Выставочном зале СХ СССР на Кузнецком столичные зрители в последний раз видели персональную экспозицию Ладо (Владимира Давидовича) Гудиашвили (1896–1980). Между тем, это крупнейший художник Грузии (иногда его называют «вторым, после Пиросмани»). Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда. В 1946 году его исключали из ВКП(б) за то, что по просьбе Католикоса Грузии расписал он тбилисскую церковь Кашруэти.

Сейчас в Третьяковке выставлено более 60-ти произведений живописи и графики самого интересного и совершенно неизвестного в России «парижского периода» в творчестве Гудиашвили. Как забавно сообщают некоторые средства массовой информации, «выставка организована Третьяковской галереей при участии частных коллекционеров». На самом деле, 4 графических листа дала Третьяковка (больше у них ничего нет, ранние работы художника практически все остались за границей), а еще 56 произведений — из собрания Тамаза и Иветы Манашеровых. Они собирают работы этого художника уже более 12-ти лет.

За несколько дней до открытия выставки Ивета и Тамаз рассказали нам о своей коллекции: «Почему именно Гудиашвили нам так интересен, — потому что он нам очень близок. Мы родились в Тбилиси и полжизни провели там. Самое главное,— что он вне времени, вне стран, вне политики. Он был вовлечен во все интересные течения, которые зарождались в начале XX века. И в Грузии, и в Париже».

Парижанин Гудиашвили

Первая персональная выставка Ладо Гудиашвили прошла в Тифлисе в 1915 году. Он сразу стал популярен, вошел в круг грузинских интеллектуалов, был близок к группе поэтов-символистов «Голубые роги» (Паоло Яшвили, Тициан Табидзе). Успел познакомиться с легендарным Нико Пиросмани.

Осенью 1919-го он уехал в Париж. Здесь почти сразу стал завсегдатаем знаменитого «Улья» и кафе «Ротонда». Дружил с Андре Дереном, Фернаном Леже, Натальей Гончаровой и Михаилом Ларионовым, был знаком с Амедео Модильяни и Пабло Пикассо. Парижский дебют Гудиашвили начался с участия в 13-й выставке «Осеннего салона», где он показал четыре картины: «Идиллия», «Кутёж в саду «Эдеми», «Тост на рассвете», «Кутёж кинто с женщиной». После салона его произведения получили восторженные отзывы прессы. Вслед за общественным признанием последовал и коммерческий успех — картину «Кутёж кинто с женщиной» и еще три рисунка Гудиашвили купил испанский художник Игнасио Сулоага с намерением позже передать их в собрание музея Прадо. Излюбленными персонажами картин Гудиашвили даже в годы жизни в Париже были тифлисские кинто (уличные торговцы, завсегдатаи духанов) и карачохели (трудяги-ремесленники, носившие чоху — черную одежду), и связанные с ними сцены возлияний, пиршеств, гуляний и верховой езды.

Не в силах преодолеть ностальгию, Гудиашвили в 1925 году вернулся в Тбилиси, и прожил здесь всю оставшуюся жизнь. Как пишут исследователи, «словно уйдя вглубь старых тифлисских улочек, как во внутреннюю эмиграцию».

Выставка в Третьяковке, кстати, — это целый историко-культурный проект. Был и круглый стол, снят фильм о художнике. Опубликовано шикарнейшее издание, на отличной бумаге, в твердом переплете с холстинной обложкой. 180 иллюстраций, плюс альбомная часть, где представлены все работы, которые показываются на выставке. Старые архивные фотографии. И репродукции работ, которые пока неизвестно где находятся. Более 10 исследователей, и те, кто жил вместе или одновременно с ним, и те, кто писал о нем позднее. В целом, работа над этим выставочным проектом заняла у семьи Манашеровых около двух с половиной лет.

Гудиашвили на мировых аукционах

Работы Ладо Гудиашвили, хоть и не часто, но все же встречаются на международных аукционах. Уровень цен на ранние работы колеблются от 600 тысяч до полутора миллионов долларов. Последняя по времени продажа состоялась во Франции — картина ушла за 800 тысяч евро. Предыдущая продана в Великобритании за 600 тысяч фунтов.

Скоро в Лондоне начинается так называемая «Русская антикварная аукционная неделя». В частности, на одном аукционов дома MacDougall`s, который состоится 3 декабря, предлагаются два «поздних» лота с подписью Гудиашвили. Карандашный рисунок, с пастелью и чернилами «Восточная красавица» (32х24 см; 1966) предлагается с оценкой 3-5 тысяч фунтов. Масло «Дэв, утаскивающий красавицу» (100х68; 1942) получило эстимейт 100-150 тысяч фунтов.

А закончить нам хотелось бы словами коллекционеров, благодаря которым такая выставка смогла появиться в России. Еще раз повторим, что в госсобраниях работ Гудиашвили французского периода почти нет. «Мы живем с ним. Висит вместе с другими работами, тоже художников начала XX века. И работы Гудиашвили очень хорошо соседствуют с ними. Он не выпадает из контекста. Очень позитивный. Сейчас мы сняли со стен несколько работ, и дом опустел».

Рекомендуем:

  • Фотоистории