16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
20 ноября 2009, 21:51 МакроэкономикаВалюта

Китай игнорирует мировую мечту о сильном юане

Лента новостей

Во время своего первого визита в Китай Барак Обама призвал КНР к укреплению юаня — как и Жан-Клод Трише, и Доминик Стросс-Кан. Однако пока китайское руководство не спешит усиливать национальную валюту

Китай скорректирует обменный курс, когда сочтет это нужным, а вовсе не в ответ на давление из-за рубежа. Фото: РИА Новости
Китай скорректирует обменный курс, когда сочтет это нужным, а вовсе не в ответ на давление из-за рубежа. Фото: РИА Новости

Во время своего первого визита в Китай на этой неделе президент США Барак Обама призвал китайское правительство к укреплению юаня. О том же Пекин просят и председатель ЕЦБ Жан-Клод Трише, и глава МВФ Доминик Стросс-Кан и многие другие международные финансовые чиновники.

Между тем китайский лидер Ху Цзиньтао вежливо проигнорировал предложение президента США. Китай скорректирует обменный курс, когда сочтет это нужным, а вовсе не под давлением из-за рубежа, уверены в The Economist.

Аргументируя свою позицию, финансовые чиновники утверждают, что укрепление юаня не только позволит подправить экономические дисбалансы в глобальной экономике, но и пойдет на пользу Китаю. Благодаря этому он сможет вновь взять под свой контроль монетарную политику, тогда как сейчас, привязывая юань к доллару, он фактически «импортирует» из Соединенных Штатов их денежно-кредитную политику, которая для быстрорастущей экономики Китая слишком мягка. Укрепление юаня также позволит перебалансировать внутреннюю экономику, сделает ее менее зависимой от экспорта и выведет страну на путь более устойчивого роста в перспективе.

Но если укрепление юаня так соответствует интересам Китая, почему все призывы мировой общественности встречают такое сопротивление, задается вопросом The Economist и приводит ответные аргументы Китая.

Пекин спорит с практикой и теорией

Так, Пекин отвергает обвинения в том, что проводимая в стране валютная политика обеспечивает несправедливое конкурентное преимущество. С начала 2008 года юань фактически вырос во всех парах, кроме как против иены, пишет The Economist. В прошлом году Китай поддерживал свою валюту на стабильном уровне против доллара в течение всего финансового кризиса, в то время как другие валюты упали.

Пекин также утверждает, что многое сделал для содействия глобальной перебалансировке экономики. Благодаря монетарному и бюджетному стимулированию внутренний спрос в стране обеспечил в этом году целых 12 процентных пунктов прироста ВВП, тогда как статья чистого экспорта сократила его почти на 4 процентных пункта. Профицит текущего счета платежного баланса уменьшился почти вдвое, до 6% ВВП, по сравнению с 11% в 2007 году. Китайские чиновники признают, что курс юаня должен вырасти в более отдаленной перспективе, но сейчас неподходящий момент, потому что экспорт продолжает падать (за последние 12 месяцев снижение составляет 14%).

Другой причиной сомнений является то, что теория о ревальвации юаня, которая якобы позволит Пекину ужесточить денежную политику, слишком упрощенная. Опыт Китая с 2005 года показывает, что при постепенном повышении курса инвесторы начинают закладываться на дальнейший рост, приток «горячих» денег увеличивает ликвидность на внутреннем рынке. Вероятно, было бы эффективно значительное разовое повышение курса, поскольку в этом случае не возникало бы ожиданий дальнейшего его роста. Но такое повышение, которое сейчас требуется, — возможно, в 25% — неприемлемо политически, поскольку подобный шаг в одночасье выбил бы из бизнеса многих экспортеров.

Некоторые китайские экономисты также предупреждают, что преимущества для США от ревальвации юаня тоже сильно преувеличены. В частности, усиление юаня не сократит существенно американский торговый дефицит. В структуре производства между США и Китаем пересечение небольшое, поэтому американские товары не смогут заместить импорт из Китая. Просто США в конце концов будут платить за импорт больше — китайским или другим производителям, например Вьетнаму. Это будет подобно налогу на американского потребителя.

Укрепление юаня все же возможно

Все это объясняет, почему Китай затягивает с решением этого вопроса. Тем не менее в долгосрочном периоде усиление юаня пойдет на пользу китайской — и мировой — экономике, когда рост переместится из инвестиционного и экспортного секторов в потребительский.

Возможно, Китай вновь позволит юаню укрепляться начиная со следующего года. Это будет вовсе не результатом международного лоббирования. На самом деле Китай скорее изменит свою политику, если иностранные чиновники замолчат, уверены в The Economist. К началу следующего года рост экспорта должен возобновиться, в годовом выражении он может составить около 10%, и инфляция станет положительной. Тогда доводы в пользу ревальвации будут более весомыми.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию