16+
Вторник, 26 сентября 2017
  • BRENT $ 58.65 / ₽ 3375
  • RTS1141.15
26 ноября 2009, 06:51 ПроисшествияМакроэкономика

Аварии на российских дорогах убивают 34 млрд долларов

Лента новостей

Аварии на дорогах обходятся российскому бюджету в 34 млрд долларов, подсчитали эксперты Всемирного банка. Оценки российских экспертов еще выше — согласно максимальной, речь может идти и о 100 млрд долларов

Высокий уровень аварийности на дорогах в России обходится казне в 34 млрд долларов в год. Фото: РИА Новости
Высокий уровень аварийности на дорогах в России обходится казне в 34 млрд долларов в год. Фото: РИА Новости

В обнародованном в среду докладе Всемирного банка (ВБ) под леденящим названием «Противостоять «смерти на колесах» аварии на дорогах называются не иначе как «эпидемией дорожно-транспортного травматизма».

По подсчетам экспертов банка, общие издержки государств, связанные со смертельными исходами и травмами в ДТП, ежегодно превышают 500 млрд долларов. В мировом масштабе речь идет примерно 1% ВВП в странах с низким уровнем дохода, 1,5% в странах со средним уровнем дохода и 2% в странах с высоким уровнем дохода.

В докладе ВБ указывается, что масштабы дорожных проблем в странах СНГ, Восточной и Центральной Европы, Балтии и Балкан намного шире, чем в Западной Европе. Причем наибольшие издержки несут страны с большой численностью населения. В России они ежегодно составляют 34 млрд долларов, в Турции — 14 млрд долларов, Польша — 10 млрд долларов и Украина — 5 млрд долларов.

Неофициальные оценки ущерба выше

Согласно экспертной оценке другой всемирной организации — ВОЗ, свыше 90% случаев смерти на дорогах в мире происходят в странах с низким и средним уровнем доходов, на которые приходится лишь 48% транспортных средств мира. Лидер по смертности на дорогах — Индия, где ежегодно в автоавариях гибнет 115 тысяч человек, на втором месте Китай с показателем в 90 тысяч.

Что же касается России, то, по официальной статистике, в первой половине 2009 года на дорогах России произошло 84 тысячи аварий. За 10 месяцев погибло 18,5 тыс. человек, в том числе 661 ребенок, более 186 тысяч получили различные ранения (из них более 16 тыс. — дети).

При этом все-таки наблюдается некоторая положительная динамика. По данным главы МВД Рашида Нургалиева, за 9 месяцев 2009 года количество ДТП сократилось на 6,6%, число погибших и раненых уменьшилось на 12,6% и 5,1% соответственно.

Лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков в интервью BFM.ru оценил ежегодный ущерб от аварий на дорогах в 3% российского ВВП. «Сюда, в том числе, входят и материальный ущерб и различные социальные выплаты — по инвалидности, потере кормильца и так далее», — поясняет он свою оценку.

ДТП калечат экономику

Эксперты ВБ в качестве причин аварийности называют, в частности, отсутствие эффективного регулирования и обеспечения надлежащего технического состояния автомобиля и обучения водителей, неиспользование ремней безопасности, а также пользование за рулем мобильными телефонами, особенно отправление СМС-сообщений.

В России, по словам Вячеслава Лысакова, основными причинами аварий являются выезд на встречную полосу, нарушение скоростного режима, управление автомобилем в состоянии алкогольного и наркотического опьянения и проезд на красный свет. «Не стоит сбрасывать со счетов и состояние автомобильных дорог (более 20% аварий происходит из-за этого ежегодно), нехватку пешеходных и подземных переходов», — говорит он.

По оценке руководителя департамента маркетинговых исследований отраслевого агентства «Фармэксперт» Давида Мелик-Гусейнова, общие расходы государства, в том числе косвенные потери, и вовсе достигают 100 млрд долларов. «Гибнет и травмируется в ДТП экономически активное население. Это означает, что государство несет убытки. Они, по разным оценкам, составляют от 50 до 100 млрд долларов ежегодно. При этом затраты по линии здравоохранения на людей, пострадавших в авариях, составляют еще около 50 млрд долларов», — говорит эксперт.

Причем, согласно официальной статистике МВД, каждый десятый пострадавший в ДТП россиянин погибает от несвоевременного оказания медицинской помощи. Давид Мелик-Гусейнов также указывает, что в России существуют проблемы с оказанием помощи в течение так называемого «золотого часа», когда помощь пострадавшим наиболее действенна. В рамках нацпроекта «Здоровье» в том числе для решения этой проблемы планировалось построить на крупных федеральных трассах медицинские центры, однако реализация этого проекта идет с большими сложностями, констатирует эксперт.

Рекомендуем:

  • Фотоистории