16+
Пятница, 22 сентября 2017
  • BRENT $ 56.77 / ₽ 3265
  • RTS1123.41
27 ноября 2009, 05:41 МакроэкономикаТехнологии

Госзакупки через Интернет осложнят жизнь чиновникам

Лента новостей

Для госзаказчика публикация информации о заказе в Интернете связана с риском получения жесткой критики в свой адрес по поводу закупаемых товаров и их цены, а также со сложностями передачи заказа «своему» поставщику

Игорь Артемьев объявил, что около 70% всех госзакупок в РФ с 1 июля 2010 года должны будут осуществляться через электронные аукционы. Фото: Митя Алешковский/BFM.ru
Игорь Артемьев объявил, что около 70% всех госзакупок в РФ с 1 июля 2010 года должны будут осуществляться через электронные аукционы. Фото: Митя Алешковский/BFM.ru

С 1 июля 2010 года около 70% всех госзакупок в России будут осуществляться через электронные аукционы. Об этом заявил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев на конференции «Реформа госзаказа. Развитие электронных торгов».

Глава ведомства также отметил, что действующим постановлением правительства определен перечень товаров и услуг, которые в рамках госзакупок должны осуществляться только через аукционы. С 1 января 2010 года часть продукции из этого перечня должна будет закупаться только через электронные аукционы, а с 1 июля 2010 года — все, указанное в этом перечне.

Планируется, что на госзакупки в следующем году будет потрачено 5 трлн рублей. При этом глава ФАС уточнил, что через год продукция на сумму примерно около 3 трлн рублей будет закупаться через электронные аукционы. Отбор пяти электронных площадок, на которых и будут проводиться эти аукционы, правительство проведет в середине декабря.

Электронные аукционы позволят избежать «странных» заказов

В электронных торгах немало плюсов, главный из которых — наиболее эффективный способ обеспечить конкуренцию и прозрачность. Прозрачная система, в свою очередь, должна создавать конкурентную среду, в которой госзаказчик получает наилучшее качество, наилучшую цену по определенному качеству. Таким образом, открытость торгов позволит избежать размещения странных заказов: золоченых кроватей для МВД, «Лексусов» цвета «морозный жемчуг» для ФГУ «Центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесоохраны» и золотых часов с бриллиантами для губернатора Тулеева. Электронные торги дают возможность видеть такие заказы и сегодня чиновники десять раз подумают, а потом будут объявлять торги, говорят эксперты.

При этом еще в мае стало известно, что портал, где будет размещаться вся информация о госзаказах в России, по плану Минэкономразвития (МЭР), начнет работу с 1 января 2011 года. МЭР также сообщал, что предполагает на конкурсной основе создать нескольких крупных площадок, где будут размещаться заказы через открытые электронные аукционы.

Генеральный директор «1С-Битрикс» Сергей Рыжиков считает, что Интернет стал своего рода лакмусовой бумажкой для госзаказов и госзакупок. Таким образом государство демонстрирует готовность к сотрудничеству и к открытости. «Именно Интернет вытаскивает на белый свет проблемы госзакупок. Причем предметом обсуждения становятся не сами проекты, а их цена. Именно она — животрепещущая тема в блоггерских сообществах. В большинстве случаев реакция пользователей негативная, потому что суммы госзакупок бывают необоснованно большими», — рассказывает эксперт.

В результате, открытая в Интернете информация зачастую может привести к отмене конкурса. Для госзаказчика размещение и публикация информации о самом заказе в Интернете связана с риском получения жесткой критики в свой адрес. «Я слышал, когда организаторы открытых конкурсов или тендеров меняли буквы в названии, чтобы исключить возможность обнаружить эти заказы с помощью системы поиска. Сегодня от организаторов сложно ожидать другой реакции, кроме как опасений», — отмечает Сергей Рыжиков.

В организации электронных торгов минусов предостаточно

Впрочем, в электронных торгах, скорее, больше минусов, чем плюсов. Независимый эксперт в области электронных торгов и тендеров Сергей Букреев скептически относится к идее перевода значительной части госзакупок в Интернет. «С одной стороны, это можно воспринять положительно, так как электронная система призвана сделать проведение тендеров более прозрачными. Но с другой, я сомневаюсь, что к июлю можно реализовать проект на достойном уровне», — говорит он.

По словам эксперта, на сегодняшний день лишь один из трех существующих в России операторов государственной электронной торговли обладает достаточными техническими возможностями, необходимым для проведения торгов на соответствующем уровне. «Большим минусом является то, что площадки не выбираются на конкурсной основе, а назначаются сверху. Таким образом, остается много возможностей для злоупотреблений. На мой взгляд, лишь оператор SETonline обладает необходимым функционалом», — отмечает эксперт.

Председатель совета директоров межотраслевой торговой системы «Фабрикант» Сергей Габестро согласен с такой точкой зрения. «Если власти преследуют цель, как говорил президент в ежегодном послании, создать конкурентную среду, то надо убирать барьеры. Не назначать электронные торговые площадки, которые будут работать с госзаказчиками, а давать возможность рынку самому определять, кто будет лидером в этой области», — говорит он.

Кроме того, существуют нерешенные проблемы нормативного регулирования. Одной из таких проблем является то, что оператор может просто не справиться с возложенной на него обязанностью по аккредитации поставщиков. «Средняя численность штата оператора электронной торговли составляет сегодня не более 20 человек, 7–8 из которых являются программистами. Так как объем информации от поставщиков очень велик, то можно предположить, что оставшиеся сотрудники не будут успевать обрабатывать все заказы», — говорит Сергей Букреев.

Еще одна проблема кроется в системе защиты информации. В определенных случаях, например, электронная цифровая подпись может утратить гарантию подлинности, а выигрыш лота не гарантировать заключения договора.

Рекомендуем:

  • Фотоистории