16+
Понедельник, 25 сентября 2017
  • BRENT $ 57.61 / ₽ 3301
  • RTS1131.37
27 ноября 2009, 09:39

РЖД сегодня проводят круглый стол

Лента новостей

Реформа железнодорожного транспорта 2010. Рынок или монополия. РЖД сегодня проводят круглый стол. На повестке дня - будущее грузовых и пассажирских перевозок. На этой неделе РЖД объявили о создании новой дочки - Федеральной пассажирской компании с уставны

Реформа железнодорожного транспорта 2010. Рынок или монополия. РЖД сегодня проводят круглый стол. На повестке дня - будущее грузовых и пассажирских перевозок. На этой неделе РЖД объявили о создании новой дочки - Федеральной пассажирской компании с уставным капиталом почти 137 миллиардов рублей. Так что на рынке перевозок - по-прежнему один игрок. И он диктует правила.

Тему продолжит журналист Бизнес FM Аэлита Курмукова.


У РЖД останутся только рельсы и локомотивы. Федеральной пассажирской компании (ФПК) отойдут весь парк вагонов, вагоноремонтные депо, административные здания, кассы и терминалы. В будущем - и штат машинистов. Дочку для пассажирских перевозок РЖД создает по принципу Первой Грузовой компании (ПГК). Она появилась в 2007 и должна была обеспечить конкурентоспособность в отрасли, поскольку другими собственникам подвижного состава невозможно было соперничать с РЖД, как естественным монополистом.


С помощью ФПК головной офис избавится от перекрестного субсидирования, говорят эксперты. Сейчас пассажирские перевозки финансируются за счет грузовых. И выделение этого бизнеса в отдельную компанию позволит увеличить прозрачность. Будет видно, куда уходят деньги и сколько компания зарабатывает на пассажирских перевозках, говорит директор аналитического департамента УК Ингосстрах инвестиции Евгений Шаго:


"Если компания активно займется повышением рентабельности пассажирских перевозок, безусловно, это отразится на ценах, они увеличатся. Но, скорее всего, в ближайших планах такого нет. Более разумный способ повышения прибыльности этой компании - это, все-таки, не увеличение цен, которые давно уже конкурируют с авиационным транспортом, а все-таки, сокращение издержек, создание федеральной пассажирской компании, как отдельного юрлица".


ФПК будет контролировать издержки и возможно приведет к рентабельности пассажирского бизнеса. Однако на ближайший год таких планов строить не стоит, говорят эксперты. Пассажиропоток по-прежнему падает (сейчас минус 11 процентов), цена не снижается, и при этом никакой конкуренции.

Частные пассажирские перевозчики на железных дорогах России представлены чисто символически - их доля на рынке всего полпроцента, остальное контролирует РЖД, и о демонополизации говорить не приходится, хотя такой сценарий рассматривается, говорит партнёр компании "ФБК" Игорь Николаев:

"С созданием ФПК, во всяком случае, в обозримой перспективе, появляется шанс, что до 10% пассажирооборота будет у независимых перевозчиков. Цифра, 10% пассажирооборота, которую собираются отдать независимым перевозчикам, в общем-то, особо ничем не обоснована. И, в данном случае, я считаю, это определённый недостаток. а почему не 15, не 20%? Но, как я уже сказал, что лучше такое начало по демонополизации, чем вообще никакого".

Сколько в итоге РЖД отдаст частникам, пока не известно. Как и то, кого пустят на рынок. Однако будущее у частых перевозчиков в России есть, говорят эксперты. Но только на отдельных направлениях, где можно быстро заработать и окупить инвестиции - как вариант - аэроэкспрессы.


У РЖД есть два сценария развития Федеральной пассажирской компании. В первом - дочка железных дорог получит почти 260 миллиардов рублей инвестиций. По второму - амбициозному плану - 442,5 миллиарда. И это в течение 2010-12-ого годов. Разницу в цифрах эксперты связывают с тем, что до сих пор не определён источники финансирования.

Рекомендуем:

  • Фотоистории