16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 87.31 / ₽ 8142
  • RTS1177.37
13 февраля 2018, 19:06 ОбществоПроисшествия
Актуальная тема: ЧП

«Это просто ошибка пилотов». Авиационный эксперт о причине крушения Ан-148

Лента новостей

Экипаж разбившегося самолета мог пренебречь техникой безопасности и не включил подогрев датчиков, что и привело, по данным МАК, к крушению. В связи с этим имеет место быть версия об ошибке пилотов

Поисковая операция на месте крушения самолета Ан-148 в Подмосковье.
Поисковая операция на месте крушения самолета Ан-148 в Подмосковье. Фото: АГН «Москва»

Обновлено в 20:06

Экипаж упавшего в Подмосковье Ан-148 могли подвести обледеневшие датчики. Они показывали неверные данные о скорости полета. Потерпевший крушение пассажирский самолет Ан-148 столкнулся с землей через шесть минут пять секунд после вылета из аэропорта «Домодедово». Об этом сообщила комиссия Межгосударственного авиационного комитета после расшифровки данных бортового параметрического самописца.

Как сообщается на сайте МАК, фактором развития особой ситуации в полете могли стать неверные данные о скорости полета на индикаторах пилотов, что, в свою очередь, видимо, было связано с обледенением приемников полного давления при выключенном состоянии систем их обогрева. «Во всех остальных полетах, имеющихся на самописце (еще 15 полетов), обогрев включался перед взлетом на исполнительном старте», — говорится в сообщении МАК.

Как сообщают СМИ со ссылкой на МАК, «особая ситуация» начала развиваться примерно через две с половиной минуты после отрыва самолета. Комментирует заместитель главного редактора журнала «Арсенал отечества», авиаэксперт Дмитрий Дрозденко: «Такие датчики действительно подвержены такому понятию, как обледенение. Грубо говоря, труба с дырочкой спереди и с дырочками по краям. Но для этого у них существует система электрообогрева. На этих датчиках еще пишут: «Не трогать рукой — горячо». Потому что, когда включен режим противообледенительной системы, дотронуться до этого датчика — то же самое, что дотронуться до разогретого утюга. Поэтому такие случаи, когда именно обмерзает датчик, бывают, но надо сказать, что это редкость. Момент, который описывается в этом сообщении, — самолет находился на траектории взлета, то есть шел со скоростью набора 465-470 километров в час, это не та скорость, на которой происходят для этого самолета особые явления, поэтому мне немножко это непонятно. Пилоты прежде всего должны стараться привести параметры полета к стандартам. Также в этой ситуации, возможно, было, знаете что, самолет оборудован дистанционной системой управления, и уже были случаи отказов этой системы, но пилоты с этим успешно боролись. Что произошло в этой ситуации, пока сказать ничего не могу, и всем хочу предложить дождаться более развернутых ответов комиссии. Ящики забрали только сегодня, только первая расшифровка, увидели какие-то сигналы, расхождения, но математическая модель еще не построена и делать какие-то выводы — вдруг это, вдруг то — я бы не стал».

По данным с «черного ящика», перед столкновением с землей скорость самолета начала интенсивно расти и к моменту столкновения составила около 800 километров в час.

Ведущий Business FM Алексей Пантелеев обсудил причины крушения самолета с авиационным экспертом, кандидатом технических наук, экс-конструктором КБ Сухого Вадимом Лукашевичем:

Вадим Лукашевич: Летчики перед взлетом — у них контрольная карта, когда они включают определенные системы, приводят самолет в пригодное для взлета положение. Там есть пункт о включении вот этого обогрева приемников полного воздушного давления. Если это не было сделано, это просто ошибка. Если говорить простым языком, получилось, что при взлете у правого летчика на приборе скорость была ноль, у командира она начала падать, у них там загорелась индикация. Дело в том, что на взлете, когда падает скорость, то взлет прекращается, иначе можно просто свалиться на крыло. Очевидно, с этим связано то, что они в какой-то момент прекратили набор высоты, стали снижаться. Рассогласование исчезло, они опять продолжили набор высоты, и в этот момент у командира тоже стала падать скорость на приборе из-за того, что у него там снаружи, на улице началось это обледенение. И естественно, что когда падает скорость, причем так быстро, то летчик просто автоматически переводит самолет резко на снижение. То есть сваливания не было, в этот момент реальная скорость была где-то 560-540 километров в час. Но летчик думал, что все, он сейчас свалится. Он, соответственно, отдал штурвал от себя, и уже перед касанием с землей, у него, очевидно, встречным напором воздуха все-таки один из индикаторов продуло, он показал скорость 800 километров в час, и они врезались. Если так оно и есть, то это просто тот самый человеческий фактор, это даже не ошибка пилотирования, это ошибка подготовки летчиков к взлету.
Подогрев датчиков не автоматически включается, а включается в ручном режиме?
Вадим Лукашевич: Да, он включается в ручном режиме тумблером. То есть это никак не связано с тем, что самолет не опрыскали реагентом. Может быть, если бы они снижались не столь интенсивно, получив визуальный контакт с землей, они бы успели выровняться. Если бы это реально было падение скорости, то пилоты действовали совершенно правильно. Проблема в том, что у них скорость была, а они думали, что нет.
Почему они тогда не докладывали об этом диспетчеру, о скорости?
Вадим Лукашевич: Я полагаю, что в такой ситуации они между собой что-то там орали. Это когда вы на машине за рулем уклоняетесь от столкновения в лоб. Много вы говорите? Вы просто вцепились в руль и на рефлексах работаете. Здесь, наверно, было то же самое.

Есть информация, которую распространяет Росавиация, что похожие проблемы были и на Superjet, в частности 4 и 5 февраля в «Шереметьево», зарегистрировано семь подобных ситуаций. Экипажи семи Superjet докладывали о том, что скорость на датчиках сильно различается, после этого они принимали решение вернуться на аэродром. Правда, какая-то странная информация, если честно.

Вадим Лукашевич: Очень правильное решение, когда у тебя нет показаний скорости, возвращаться на посадку. Здесь было то же самое, но здесь вообще люди уходили от сваливания, им еще до возврата надо было дожить. Не дожили.

Чтобы определить, почему был выключен обогрев трех датчиков давления, комиссия МАК собирается расшифровать речевой самописец и получить информацию о действиях экипажа, выполнении технологии работы и реакции на сигнализации.

В свою очередь, в Следственном комитете заявили, что версию специалистов Межгосударственного авиационного комитета о причинах крушения Ан-148 в Подмосковье 11 февраля проверят наряду с другими. При этом уточнили, что получен предварительный анализ специалистов МАК о расшифровке данных бортового параметрического самописца Ан-148.

Telegram-канал Mash разместил у себя документ Росавиации, адресованный территориальным органам ведомства, датированный 12 февраля. В нем говорится о случаях обледенения датчиков из-за отложения льда на фюзеляже перед приемником воздушного давления. Вода попадала в приемники, что влияло на показания приборов. Это происходило на этапе взлета. В «Шереметьево» было семь таких инцидентов с 4 по 5 февраля. Самолеты вернулись на аэродром. Может ли обледенение датчиков стать основной причиной крушения самолета? Говорит летчик гражданской авиации, инструктор в московском тренажерном центре BoeingАлексей Базеев: «В принципе, обледенение датчиков не приводит к аварийной ситуации. Ну, обледенели датчики, ну они забыли их включить, мало ли по какой причине, я не знаю. Там перед взлетом читается контрольная карта, там все это дело должно быть расписано, что там есть такая фраза, что датчик «обогрев ПВД» включен-выключен. Они должны проверить, включен или нет. Почему не проверили, не знаю. Значит, формально выполняли тогда контрольную карту перед взлетом. Ну и, подумаешь, отказал датчик скорости, ведь масса есть способов не потерять ни пространственное положение, ни скорость. Этому летчиков учат, в том числе на тренажере. И отказ даже всех указателей скоростей не является критическим отказом. Решения какие? Не потерять скорость именно. Прекращается набор высоты, самолет выводится в горизонт, и включай обогрев ПВД, и жди, когда он оттает. И говорить, что обледенение и отказ указателей скорости привели к катастрофе, ну не знаю, тогда ребята летать не умеют. Думаю, что может быть сопутствующая причина. Сейчас самолеты напичканы электроникой. И у пилотов сейчас такой соблазн появился, что они сидят, пилоты — не летчики, они операторы. И когда надо вручную пилотировать, а они в большинстве случаев, скажем так, не вполне готовы это делать».

Самолет разбился в воскресенье днем, погиб 71 человек, выживших нет.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию