16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.92 / ₽ 8272
  • RTS1163.08
19 марта 2018, 14:28 ПолитикаКонфликты
Актуальная тема: Кризис в Сирии

Мирные жители продолжают покидать Восточную Гуту

Лента новостей

За последнюю неделю силы Асада заняли большую часть Восточной Гуты, но боевики продолжают контролировать некоторые густонаселенные районы

Эвакуация из Восточной Гуты.
Эвакуация из Восточной Гуты. Фото: Omar Sanadiki/Reuters

Более 6 тысяч человек покинули окруженную Восточную Гуту с утра понедельника, 19 марта. Об этом заявил журналистам представитель российского Центра по примирению враждующих сторон генерал-майор Владимир Золотухин. «В пунктах размещения граждан продолжается выдача комплектов постельных принадлежностей, а также продуктовых наборов и питьевой воды», — приводит слова генерал-майора «Интерфакс».

По неподтвержденным данным, сирийские войска поставили ультиматум отрядам вооруженной оппозиции в Восточной Гуте: покинуть анклав в пригороде Дамаска до вечера понедельника — или наступление продолжится. На официальном уровне такие заявление не делались.

За последние недели силам президента Сирии Башара Асада удалось занять большую часть территорий Восточной Гуты, однако под контролем повстанцев — или боевиков — остаются несколько густонаселенных районов. Успехами может похвастаться и турецкая армия на севере Сирии: президенту Эрдогану удалось установить контроль над большей частью курдской провинции Африн.

Многие наблюдатели называли синхронные операции турок в Африне и сирийских войск в Идлибе и Гуте согласованными с Москвой. Изначально Турция резко раскритиковала наступление на Гуту, однако после поездки Сергея Лаврова в Астану 16 марта ситуацию удалось нормализовать.

Можно говорить о стратегическом союзе России и Турции на сирийском театре военных действий, считает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктор Надеин-Раевский:

Виктор Надеин-Раевский старший научный сотрудник ИМЭМО РАН «С тактической точки зрения мы союзники, потому что речь идет как раз о сирийской территории. Сохранение Сирии как государства — это первое. С другой стороны, у турок свои цели, которые они ставят, — борьба с партизанами Рабочей партии Курдистана и с союзными им силами самообороны сирийских курдов. Эта ситуация достаточно своеобразная, но тем не менее обе стороны придерживаются определенных правил, рамок, которые не выходят за границы. Мы можем вполне спокойно говорить и о тактическом союзе, и о стратегической цели, которую выразили обе стороны, — и российская, и турецкая, не говоря уже про иранскую, — твердо придерживаться этой линии на сохранение территориальной целостности и единства сирийского государства. Так что в этом мы стратегически союзники».

Есть и другое мнение: Турция и Россия будут сотрудничать в Сирии ровно до тех пор, пока есть территории, которые можно обменивать друг у друга. Затем нельзя исключать повторной эскалации. Ситуацию комментирует директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады Александр Шумилин:

Александр Шумилин директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады «Стратегического союза между Анкарой и Москвой даже в Сирии не просматривается. Есть только тактическое взаимодействие, и оно время от времени переходит во взаимодействие охладевших друг к другу сторон, если не враждебных. Сейчас, в последние месяцы, мы видим тактическое взаимодействие между Москвой и Анкарой применительно к «горячим точкам». Африн, когда Москва дала согласие де-факто на турецкое вторжение в обмен на вторжение в часть Идлиба, идлибской зоны деэксалации, и сейчас захват Африна турками можно рассматривать как обмен на согласие Анкары применительно к действиям Дамаска и Москвы в Восточной Гуте. Это тактическое взаимодействие с учетом базовых интересов, которые вряд ли сойдутся в какой-то долгосрочной формуле. Для России и Асада важно добиться контроля Дамаска над всей территорией Сирии. Вряд ли Турция с этим согласится, ибо сейчас, по сути, Африн отдан на откуп асадовской оппозиции, так что проблемы сохранятся, и тактическое взаимодействие продолжится».

После завершения турецкой операции в Африне и сирийско-российской операции в Восточной Гуте на карте Сирии почти не останется территорий, не занятых либо турками, либо правительственными войсками, либо союзниками США. Дальнейшая эскалация может наблюдаться в районе ныне курдского города Манбидж у турецко-сирийской границы. На контроль над ним претендует Анкара, однако там, в отличие от Африна, присутствуют и американские силы.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию