16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 89.23 / ₽ 8221
  • RTS1178.69
9 апреля 2018, 12:42 Политика
Актуальная тема: Кризис в Сирии

Химатака в Думе и авиаудар в Хомсе: есть ли надежда на Совбез ООН?

Лента новостей

Удары по сирийской авиабазе нанес Израиль, заявили в Минобороны России. Запад обвиняет Дамаск и Москву в предполагаемой химатаке. Вечером 9 апреля пройдут сразу несколько экстренных заседаний Совбеза ООН

Фото: Omar Sanadiki/Reuters

Обновлено в 13:32

Москва и Дамаск обвинили Израиль в авиаударе по сирийской авиабазе. Как утверждают в российском Минобороны, обстрел аэродрома Т-4 был произведен двумя самолетами израильских ВВС. «Подразделениями ПВО уничтожены пять управляемых ракет. Три ракеты достигли западной части аэродрома. Среди российских советников в Сирии пострадавших нет», — приводит «Интерфакс» сообщение министерства.

По данным сирийских военных, удар был нанесен с самолетов модели F-15. Сирийские СМИ сообщают о жертвах и пострадавших, в том числе среди иранских военных советников.

Ранее Дамаск неоднократно обвинял израильские ВВС в авиаударах по правительственным подразделениям и проиранским группировкам в Сирии. В Тель-Авиве операции не комментировали или отрицали.

Пока не ясно, следует ли связывать инцидент с предполагаемой химической атакой в Восточной Гуте. По данным CNN, США рассматривают и военный ответ на инцидент. Ситуацию комментирует независимый аналитик из Израиля Александр Этерман:

— Картина в данном случае довольно прозрачная, хотя в суде такие улики не предъявляются. Сирийцы с большим основанием полагали, что это американская нервная реакция на то, что произошло в районе Думы. Но самолеты были идентифицированы как F-15, они, конечно, есть не только у американцев, но, скажем, французы летают обычно на своих «Рафалях». Но американцы тоже очень нервно отказались от ответственности, и почерк не американский. Тот факт — а в данном случае русское свидетельство надежно — что это всего два самолета, действительно намекает на Израиль. Израильские ведущие военные источники, в том числе те, кто напрямую связан и с армией, и с Министерством обороны, напрямую классифицируют это как очередное неподтвержденное израильское действие. Они подчеркивают, что это та же база, по которой Израиль уже нанес удар полтора месяца назад, именно с нее был запущен беспилотник, который пересек израильскую границу, был сбит израильскими вертолетами. Иранские военные специалисты на ней присутствуют, и, по сирийским утверждениям, есть иранские жертвы. То есть все очень хорошо стыкуется. В Израиле отмечают, что, собственно, Израиль прекратил прятать свое военное действие в Сирии, цитируют праздничную пасхальную пресс-конференцию министра обороны Либермана, который сказал: если вы сегодня-завтра не видите и не слышите ничего о наших действиях в Сирии, из этого не следует, что таких действий нет, они еще как есть, я гарантирую вам, что мы постоянно действуем в Сирии в течение последней пары месяцев. Израилю, конечно, удобнее действовать в момент, когда, во-первых, подумают не на него, во-вторых, все осуждают и требуют наказания, после того как президент Трамп назвал Асада так, как он назвал, и сказал, что вообще давно надо было его ликвидировать и жаль, что его предшественник этого не сделал, что вообще это зверь и так далее. Как бы дается карт-бланш всем желающим поупражняться. Иранцам еще раз напоминают, что Израиль с ними воюет в Сирии напрямую, практически этого не скрывая.

— Следует ли ожидать возможной военной акции западной коалиции в ответ на предполагаемую химатаку?

— Следует ожидать. Из этого не следуют гарантии, что это произойдет, потому что уровень непостоянства, отвратительная организация всего, что происходит в американской администрации, хорошо известны. Безусловно, Трамп дал указание: дайте им что-то в ответ. Произойдет это или нет, зависит от еще десятка обстоятельств. В Сирии все подобрались, ожидают той или иной американской — может быть, «украшенной» союзниками — реакции, прежде всего ракетной атаки. Бомбежка для американцев, в отличие от израильтян, это тактическая операция. Операции, как бы имеющие стратегическое значение, они предпочитают проводить по-другому — либо спецназом, либо ракетами. Конечно, все ожидают ответа, все удивляются, что его нет до сих пор, но с нынешними американскими властями очень трудно что-то рассчитывать.

Риск конфликта между Россией и США оценивает ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников:

Владимир СотниковВладимир Сотников ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН «Россия и США вряд ли, на мой взгляд, будут вступать в конфликт, хотя риск очень высокий. Вряд ли будет конфликт между США и Россией из-за Сирии (хотя он возможен именно там, в Сирии), потому что это чревато очень серьезными последствиями не только в самой Сирии, но и вообще для международного мира и безопасности. Я думаю, поскольку наши военные постоянно держат прямую линию связи с Пентагоном, в итоге будет какая-то договоренность и стороны уйдут от прямого конфликта. Иначе последствия будут непредсказуемые».

Вечером 9 апреля пройдут сразу два экстренных заседания Совбеза ООН. Тема первого заседания, инициированного Россией, — «Угроза международному миру и безопасности». Оно начнется в 22:00 по московскому времени. Вслед за ним состоится обсуждение предполагаемой химатаки в сирийском городе Дума: эту встречу инициировали сразу девять стран. Однако возлагать надежды на Совбез не стоит, считает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов: скорее всего, это будет просто обмен выпадами:

Андрей КортуновАндрей Кортунов генеральный директор Российского совета по международным делам «К сожалению, ожидать какого-то консенсуса в сложившихся обстоятельствах очень сложно. Даже технически согласование резолюции Совета Безопасности ООН требует предварительных консультаций, подключения экспертов и какого-то времени. Поскольку обсуждение созывается буквально сейчас, очевидно, что такая подготовительная работа проведена не была. А если это так, то легко предположить, что проекты резолюций, которые представят Россия и западные страны, будут взаимно заблокированы. В итоге мы получим стандартную ситуацию, когда заседание Совета Безопасности используется в качестве трибуны для того, чтобы артикулировать свою позицию, заявить о своих представлениях о ситуации, но, к сожалению, вряд ли это будет иметь практические результаты».

Представители сирийской оппозиции и организация «Белые каски» обвиняют силы Асада в том, что 7 апреля они сбросили на город Дума хлорную бомбу. По неподтвержденной информации, погибли от нескольких десятков до почти сотни человек.

Дамаск, который ранее предупреждал о возможных провокациях со стороны боевиков, все обвинения отверг. Российский Центр по примирению враждующих сторон факт применения сирийскими войсками химоружия также опроверг.

США ранее заявили, что рассматривают различные варианты действий в отношении Дамаска, в том числе и ракетный удар. В Twitter Трамп написал, что виновные «заплатят большую цену». В прошлом году Пентагон отреагировал на химатаку в сирийском Хан-Шейхуне массированным ракетным ударом по сирийской авиабазе. Как будет реагировать Москва в случае нового американского удара по Сирии?

Каринэ ГеворгянКаринэ Геворгян политолог, востоковед «Сложно что-либо говорить, потому что решения подобного рода принимает высшее руководство страны и один человек, то есть наш президент. Меня вчера немного смутила часть выступления представителя МИД Марии Захаровой, которая как-то очень интересно комментировала Новый Завет и почему-то сказала, что наша позиция — это подставлять вторую щеку. Меня несколько напугала такая позиция российского МИД, который готов всякие щеки подставлять, что бы ни происходило. Возможно, это оговорка. Это позиция МИД, а что касается Министерства обороны, то оно тоже будет действовать по указке президента страны. Минобороны уже сделало заявление о том, что мы в этом случае будем наносить удары по всему, что стреляет. Но будем ли мы придерживаться этой позиции — это огромный вопрос: нам могут создать такой фон, что ответить мы захотим, но не сможем».

В ночь на понедельник Дональд Трамп провел телефонный разговор с президентом Франции Эммануэлем Макроном. Елисейский дворец сообщал, что лидеры обменялись данными, подтверждающими химическую атаку в Сирии.

Как сообщил «Интерфаксу» первый замглавы комитета по международным делам Совфеда Владимир Джабаров, заявления Трампа по Сирии могут обострить ситуацию в этой стране. Сенатор отметил, что прямой конфликт между Россией и США никому не нужен.

В США уже заявили, что готовят варианты мер в отношении Дамаска из-за предполагаемой химической атаки. Как рассказал министр финансов Стивен Мнучин, он ожидает новостей от Совета нацбезопасности США. Ранее советник Белого дома Том Боссерт не исключил военного ответа на инцидент в Думе.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию