16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 88.40 / ₽ 8247
  • RTS1163.50
4 декабря 2009, 12:03 Авто

Авиакомпаниям недостает керосина

Лента новостей

Дефицит авиакеросина в аэропортах грозит обернуться задержками рейсов. Стоит ожидать и роста цен на билеты. Скорее всего, летать станет дороже с первых недель нового года

Авиакомпаниям недоливают керосин. Фото: РИА Новости
Авиакомпаниям недоливают керосин. Фото: РИА Новости

Дефицит авиакеросина в аэропортах грозит обернуться задержкам рейсов. Сейчас же на рынке наблюдается нехватка авиатоплива, а цены на него растут. Поэтому вскоре стоит ожидать роста стоимости и авиабилетов. Скорее всего, повышение цен на перелеты начнется в первые недели нового года.

Ведущий перевозчик России «Аэрофлот» продолжает обходиться суточным объемом топлива. Вчера представитель «Аэрофлота» Олег Михайлов заверил, что компания доведет неснижаемый запас керосина до установленной Росавиацией трехдневной нормы, но эта работа еще не завершена и полностью запас планируется восстановить лишь «к концу недели».

В Росавиации отмечают, что «Аэрофлот» располагает необходимым запасом керосина для осуществления текущей деятельности, и вчера пообещали, что сбоев и задержек рейсов по этой причине «не будет». Пока проблему удалось решить благодаря поставкам из резервного фонда ТЗК «Шереметьево». Плюс к этому, «Аэрофлот» закупил недостающие объемы у ТНК-ВР, которая в ноябре поставила в «Шереметьево» на 30% больше авиатоплива, чем планировала изначально.

Причины керосинового дефицита отчасти связаны с тем, что принадлежащий «Газпром нефти» Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ), являющийся якорным поставщиком «Аэрофлота», в связи с кризисным сокращение объема перевозок отчасти переориентировал свои мощности на производство более выгодных видов топлива.

Так, по данным «Верген Групп», с начала года по конец ноября средние оптовые цены на бензин Аи-92 повысились на 116, 6%, на топочный мазут — на 277,3%, а на авиакеросин — всего на 0,1%

В самой «Газпром нефти» отрицают свою вину, указывая на тот факт, что компания выполняет все свои обязательства перед «Аэрофлотом».

Все случившееся вообще могло бы и не произойти, если бы компании-перевозчики имели возможность оперативно закупать дополнительные объемы топлива на рынке по приемлемым ценам, и в этом секторе действовала бы конкуренция. Однако топливный рынок в аэропортах в своей массе привязан к одной, редко к двум компаниям-заправщикам, которые связаны с НПЗ долговременными контрактами.

Сейчас главное, чтобы топливные проблемы не перекинулись на другие авиакомпании и аэропорты. Однако уже известно, что топливозаправочный комплекс аэропорта «Домодедово» — ЗАО «Домодедово Фьюэл Сервисиз» — испытывает сложности с закупкой дополнительных объемов авиакеросина на декабрь 2009 и январь 2010 года. По данным отраслевых источников, «Домодедово Фьюэл Сервисиз» обеспечивает около 15% поставок керосина в аэропорт.

В более выгодном положении сейчас находятся те авиаперевозчики, которые получают керосин непосредственно по договорам с НПЗ и меньше зависят от посредников. Последним же сейчас достаточно сложно закупить дополнительные объемы керосина, так как его мало на заводах, а объемы торговли на биржевом рынке незначительны. Как сообщил вчера, гендиректор директор «Аэрофьюэлз Групп» (имеет топливные терминалы в 22 аэропортах) Владимир Спиридонов, сейчас нефтяные компании переориентировались на выпуск зимнего дизеля, снизив производство авиационного керосина.

Это и привело к возникновению на рынке авиатоплива дефицита, увеличению спроса и росту отпускных цен на керосин для авиакомпаний в ноябре сразу на 700–1000 рублей за тонну. Например, екатеринбургский аэропорт «Кольцово» увеличил ее отпускную цену для авиакомпаний, по данным на 23 ноября, на 3,3% — до 19,6 тысячи рублей за тонну

Сейчас цена на керосин продолжает расти и отстает от европейского уровня на этот вид топлива всего на 6,5–7%. В таком быстром ее увеличении просматривается желание нефтяных компаний получить дополнительную маржу в данном сегменте. Аналогичная ситуация наблюдалась и в прошлом году, когда цена на авиакеросин к концу года превысила европейский уровень и пошла на снижение только после того, как с этой ситуацией с опозданием начали разбираться антимонопольные органы.

Затраты на керосин занимают до 50% в расходах авиакомпаний, которые теперь готовятся поднять цены на авиабилеты. «С 15 декабря на 10% цены на авиабилеты повысит «Трансаэро» и, возможно, скоро аналогично поступят и другие перевозчики, но пока об этом нельзя сказать с уверенностью, так как подобная информация носит очень закрытый характер», — заявил BFM.ru главный редактор инфогруппы «Турпром» Александр Гордиец.

Он отметил, что в этом году цены на дальние направления были в среднем ниже, и, например, на Гоа билеты стоили на 100–150 долларов дешевле, чем годом ранее. Аналогичная ситуация была с ценами и на другие популярные направления. Отчасти это поспособствовало поддержанию выездного туризма, и как, сказал г-н Гордиец, сейчас билеты на Новый год в основном уже раскуплены. «Туроператоры не могут сейчас повысить цены на перелеты в связи с ростом стоимости топлива, так как они из-за этого понесут потери в объемах продаж турпутевок. Но уже после Нового года цены на билеты, скорее всего, вырастут», — заключил эксперт.


Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию