16+
Пятница, 27 апреля 2018
  • BRENT $ 74.78 / ₽ 4690
  • RTS1146.85
10 декабря 2009, 13:33 Авто

Российские аэропорты признают безопасными

Лента новостей

Этот год стал не слишком удачным для мировой гражданской авиации: в результате крушений самолетов погибло более 700 человек. Не обошлось без авиакатастроф и в России. Повышение же уровня авиационной безопасности не финансируется государством

Этот год стал несчастливым для авиации: по всему миру в результате крушений самолетов погибло более 700 человек. Фото: russos.livejournal.com
Этот год стал несчастливым для авиации: по всему миру в результате крушений самолетов погибло более 700 человек. Фото: russos.livejournal.com

Этот год стал не слишком удачным для мировой гражданской авиации: в результате крушений самолетов погибло более 700 человек. Не обошлось без авиакатастроф и в России. Эксперты указывают, что в нашей стране около трети нормативных документов, регулирующих вопросы безопасности полетов, не соответствует нормативам. А повышение уровня авиационной безопасности не финансируется государством.

Пристальное внимание к авиабезопасности в Европе и США в последнее время растет, что легко объяснить: этот год для мировой авиации выдался не из лучших. С начала года в 16 авиакатастрофах погибло более 700 человек, пишет The Wall Street Journal.

В России год стал неудачным для военной авиации. С января произошло 10 авиакатастроф с участием военных самолетов и вертолетов. Последняя серьезная авария произошла в ноябре в Якутии: в аэропорту города Мирный потерпел катастрофу Ил-76, принадлежащий МВД России. Погибло 11 человек.

Кто опасен по-американски, а кто — по-европейски

Как пишет WSJ, в Европе и США существуют различные подходы к оценке авиационной безопасности. Если американский регулятор оценивает в целом страны, то Европа — аэропорты. При этом европейский орган опубликовал черный список авиакомпаний, услугами которых не следует пользоваться, если вы хотите, чтобы полет прошел без инцидентов. В списке — 233 компании, попавшие под запрет. Еще 8 компаниям, по мнению регулятора, можно работать, но под строгим контролем. Согласно списку, который находится в свободном доступе в Интернете, авиакомпании Киргизии и Казахстана наряду с компаниями африканского континента попали в черный список ЕС.

Американская Федеральная авиационная администрация (ФАА) провела аудит 101 страны, после чего внесла в свой «черный список» Украину, Израиль, Хорватию, поскольку работа авиакомпаний этих стран не соответствует международными стандартам безопасности. Россия наряду с 79 другими странами отнесена к категории № 1. Это означает, что представители ФАА убедились в том, что российские стандарты авиационной безопасности полностью соответствуют современным требованиям.

Следует отметить, что уровень авиационной безопасности ряда стран СНГ уже не в первый раз вызывают беспокойство у авиаэкспертов. По итогам 2008 года, СНГ был признан самым неблагополучным регионом мира с точки зрения безопасности полетов по мнению Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Согласно индексу авиапроисшествий за 2008 год, в мире произошло 0,81 авиапроисшествий на 1 млн коммерческих полетов. В СНГ этот показатель составил 6,49. Это хуже чем в Африке (2,12) и Латинской Америке (2,55). Следует отметить, что по данным IATA 2007 год стал одним из самых удачным для России и стран СНГ — индекс авиапроисшествий был равен нулю, что означает их отсутствие. (Но при этом, ассоциация учитывает лишь авиакатастрофы и происшествия, произошедшие с самолетами ведущих западных авиапроизводителей: Boeing, Airbus и Bombardier.)

Черные списки обошли Россию стороной, но проблемы не сняли

Российские аэропорты не попали в черный список европейский регуляторов. Как считает президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов, деление на европейскую и американскую систему проверки ни к чему, поскольку российские аэропорты сертифицированы на соответствие требованиям IATA (330 авиакомпаний прошли аудит этой организации). Кроме того, наша страна в числе 190 государств соответствует требованиям и Международной организации гражданской авиации (ICAO). Стандарты ЕС и США также базируются на разработанных нормах авиационной безопасности этих организаций.

Согласно данным Международной ассоциации воздушного транспорта, на которые ссылается WSJ, в сертифицированных авиакомпаниях происходит на 30-40% меньше инцидентов, чем в тех, которые не прошли проверку на соответствие требованиям безопасности.

3 ноября министр транспорта Игорь Левитин с неудовлетворением отметил, что после проверки аудиторов ICAO недостатки и замечания, содержащиеся в отчете о проверке, устранены лишь на 70%.

Однако эксперты не склонны драматизировать ситуацию. «В целом безопасность полетов в нашей стране полностью соответствует нормам, — рассказал BFM.ru Олег Смирнов. — Конечно, есть некоторые пробелы, в том числе и потому, что около трети нормативных документов, регулирующих этот сектор, не соответствует международным требованиям».

Смирнов приводит в пример нормативы подготовки экипажей, отсутствие закона об аэропортах. «Это кстати, приводит к большой вольности людей, которые занимают в аэропортах руководящие посты. Потому у нас проблемы с состоянием взлетно-посадочных полос, электросветового оборудования, радиотехнических средств посадки и прочее. Естественно, если бы закон существовал, то руководство аэропортов несло бы полную ответственность за эти вопросы, которые напрямую влияют на авиационную безопасность,» — говорит он.

Что же касается собственно авиационной безопасности (антитеррористическая безопасность и прочее), то здесь основная проблема, по словам эксперта, состоит в том, что государство не намерено предоставлять средства на повышение ее уровня. «На модернизацию оборудования для проверки пассажиров перед посадкой государство денег не выделяет, средства должны вкладывать сами аэропорты, — говорит он. — Учитывая тот факт, что региональные аэропорты страны находятся в сложном финансовом положении, проблема стоит действительно остро».

Напомним, как уже ранее сообщал BFM.ru, особое беспокойство должно вызывать и превышение полетной нормы российскими пилотами. В «Аэрофлоте», к примеру, этот показатель превышает норму на 10%. Согласно исследованиям, на пассажирских перевозках пилоты не должны работать более 70 часов в месяц, а на грузовых — не более 80. Однако, как сообщается на сайте профсоюза летного состава России, «за полгода некоторые пилоты налетали около 600 часов, в следующие полгода они могут налетать те же 600 часов, а значит 1200 за 2009 год, что превышает все допустимые нормы... Россия наперекор всему делает из пилотов «ломовых лошадей».

Рекомендуем:

  • Фотоистории