16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
10 сентября 2018, 10:30 Политика

Политическая предсказуемость с небольшими «стилистическими» поправками. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

В России прошел Единый день голосования. В четырех регионах определять губернатора будет второй тур. В Иркутской и в Ульяновской областях на выборах в местный парламент побеждают коммунисты, в Забайкалье формальная победа за «ЕР», но по факту партия в меньшинстве

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В России прошел Единый день голосования. В 22 регионах выбирали руководителей, в шестнадцати — региональные парламенты. Итоги комментирует Георгий Бовт.

Выборы в регионах в целом прошли без эксцессов, если не считать несогласованные акции протеста против пенсионной реформы, проведенные в ряде городов сторонниками Навального, притом, что сам он находится под арестом. Явка традиционно была выше на востоке и юге страны. Например, в Ямало-Ненецком АО она составила около 60%. Примерно столько же избирателей пришли в Кемерове выбирать преемника Амана Тулеева.

Выборы были отмечены минимальным числом скандалов. Элле Памфиловой удалось повысить эффективность работы ЦИК так, чтобы процесс волеизъявления проходил без лишнего шума и пыли.

В целом явка оказалась ниже, чем на президентских выборах весной, что вполне понятно. Сверхусилий по ее накрутке посредством административного ресурса во многих регионах не отмечалось. Правящей партии важно было мобилизовать свой «ядерный электорат». Там, где это не удавалось, был реализован «план Б», и победа досталась представителям «парламентской оппозиции», что никак не угрожает устоям нынешней системы власти. И если протестное голосование было усилено недовольством пенсионной реформой, то парламентские оппозиционеры-лоялисты демпфировали негатив, притом что, по сути, сами выступают неформальными спарринг-партнерами в проведении этой реформы.

Многие винят в низкой явке так называемую безальтернативность. На это глава ЦИК Элла Памфилова напомнила, что в выборах приняли участие 40 политических партий и четыре общественные объединения. Возможно, избиратели просто не видят альтернативы в этих 40 партиях или же не верят, что люди, продвигающие оппозиционные платформы, на деле намерены и способны выполнить свои обещания.

У нас больше привыкли верить представителям власти. Про оппозиционеров же пренебрежительно принято говорить, что они пиарятся на проблемах. За них голосуют чаще не потому, что поддерживают их и их платформы конкретно, а в знак протеста против действующей власти того или иного уровня.

Кто-то не видит именно в выборах способа добиться желаемых изменений. Еще кто-то рассуждает, что самые насущные проблемы решаются не на региональном уровне, а в Москве. А за Путина подавляющее большинство уже весной проголосовало.

Некоторые предрекали, что проблемы в экономике могут драматическим образом сказаться на результатах «Единой России». Однако электоральной революции, как в какой-нибудь иной стране на фоне столь масштабной пенсионной реформы, не случилось.

Случились лишь некоторые мини-сенсации. «Единая Россия» уступила на выборах в заксобрание в Забайкалье, где ее обогнали ЛДПР и КПРФ, и в Иркутской области, где первой пришла КПРФ. ЛДПР также добилась хороших результатов в Хабаровском крае, где встал вопрос о втором туре на губернаторских выборах, а также в Красноярске.

Вторым туром на выборах губернатора запахло в Хакасии и Приморском крае. Раньше такое потянуло бы на политический скандал. Однако сегодня отдельные уступки позиций «ЕР» можно трактовать скорее как отступление совокупной «власти» на заранее подготовленные позиции в лице стратегически лояльных партий из числа «парламентской оппозиции», а в отдельных случаях и в лице других партий. Например, на выборах мэра Якутска победила представитель «Возрождения России».

Управляемость политическими процессами пока сохраняется в полной мере. Вопрос в том, сколь долго это может продолжаться в условиях отсутствия по-настоящему боевитой и политически самостоятельной, при этом легитимной оппозиции.

В Москве выборы прошли спокойно и предсказуемо. Сергей Собянин легко победил в первом туре, набирая, по предварительным данным, в районе 70%. Явка оказалась примерно на уровне прошлых выборов, в которых участвовал Навальный, набрав тогда немногим менее трети голосов. То есть неучастие «звезды от оппозиции» на явке практически не сказалось.

Остальные же кандидаты в ходе кампании не запомнились ничем, что могло бы, даже теоретически, помочь им составить конкуренцию действующему мэру. В конце концов, не вести же мэрии избирательную кампанию за них самих. Теперь с результатом, близким к «президентскому», московский мэр еще более укрепил свои позиции в федеральной политической неформальной иерархии.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию