16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 89.84 / ₽ 8453
  • RTS1160.60
17 сентября 2018, 13:28 Политика

Минобороны: ракета, сбившая Boeing в Донбассе, принадлежала украинской армии

Лента новостей

Российское министерство приложило документы о производстве и транспортировке, а также запись переговоров украинских военных. Новые материалы появились после майской публикации номера этой ракеты Совместной следственной группой

Начальник Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны России Николай Паршин.
Начальник Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны России Николай Паршин. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Обновлено в 17:34

Минобороны России обвинило Украину в причастности к катастрофе малайзийского Boeing, а нидерландских следователей — в использовании фальсифицированных доказательств. Заявления прозвучали на брифинге российского министерства.

Выступали официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков и начальник Главного ракетно-артиллерийского управления ведомства генерал-лейтенант Николай Паршин.

«Представленные вам документы и экспертные заключения значительно проясняют обстоятельства крушения Boing рейса МН17 в небе над Донбассом, являются неопровержимым доказательством того, что Украина причастна не только к самой трагедии, но и к манипулированию международным следствием. Более того, в нашем распоряжении имеется аудиозапись телефонных переговоров украинских военнослужащих, сделанная в 2016 году».

В конце брифинга Конашенков ответил на вопросы журналистов. В частности, официальный представитель Минобороны России признал: Москва не может быть однозначно уверена, что ракета, которой был сбит Boeing, не была захвачена ополченцами Донбасса во время отступления украинских сил. При этом, по словам Конашенкова, в крымских частях при переходе полуострова под контроль России этой ракеты точно не было.

Главные аргументы Москвы можно объединить в две группы. Во-первых, российские военные определили путь движения ракеты, которой, по данным нидерландской комиссии по расследованию трагедии, был сбит малайзийский Boeing. Во-вторых, российские эксперты проанализировали видео, на основе которых международные следователи сделали заключение о прибытии в Донбасс российского «Бука».

Весной этого года следователи из Нидерландов обнародовали снимки фрагментов корпуса ракеты, которой был сбит рейс MH17. На одной из деталей был виден уникальный номер изделия, с помощью которого российские военные и проследили путь ракеты.

По данным Минобороны России, ракета под соответствующим номером была произведена в Советском Союзе в Долгопрудном в 1986 году и направлена в воинскую часть в Тернопольской области на территории Украинской ССР. Министерство подкрепляет это документами, которые Игорь Конашенков назвал подлинниками — папки были продемонстрированы журналистам. Москва призывает Амстердам запросить у Киева документы о приеме соответствующей ракеты на вооружение.

Вторая часть брифинга Минобороны России была посвящена видеозаписям перемещения, предположительно, российского «Бука» на территорию Донбасса, на основе которых международное следствие заявило об ответственности Москвы за катастрофу. По данным министерства, на целом ряде роликов наблюдаются признаки монтажа и прямых махинаций с видео: нарушение законов перспективы, аномалии в освещенности объектов и другие странности. Как заявил Конашенков, это доказывает сфабрикованность улик.

Кроме того, Минобороны России обнародовало запись переговоров украинских военных, в которой один из собеседников говорит о риске сбить «еще один Boeing». Как утверждается, голос принадлежит полковнику ВС Украины Руслану Гринчаку.

Секретарь Совета безопасности и обороны Украины Александр Турчинов назвал результаты расследования России «очередным неудачным фейком Кремля». Спикер Верховной рады Украины Андрей Парубий такого же мнения.

Тем временем основатель Bellingcat Элиот Хиггинс прокомментировал брифинг Минобороны. В своем Twitter он, например, указал на то, что российские военные назвали видео Международной следственной группы (JIT) фейком, и основывались они, в частности, на кадрах с белой кабиной грузовика. Если следовать их данным, когда грузовик с «Буком» находится в тени от деревьев, освещение верхней правой части кабины не меняется.

По словам Хиггинса, верхняя часть кабины темная, но кажется, будто она белая, потому что та отражает солнце. Кроме того, качество видео оставляет желать лучшего. Он настаивает на том, что ролик достоверный.

Комментируя заявление Минобороны, согласно которому еще одно фото из доклада — фейк, и снимок сделан так, словно «Бук» едет задом наперед, Хиггинс отметил: JIT допустила ошибку в анимации. Тем не менее, по его словам, фото подлинное.

Кроме того, сама Международная следственная группа также высказалась о заявлениях российской стороны, передает ТАСС. Она заверила, что тщательно исследует представленные материалы, «как только РФ передаст соответствующие документы по запросу, сделанному в мае, и резолюции 2166 СБ ООН».

Насколько сильными можно назвать новые аргументы российской стороны? Доказательность представленных улик оценивает военный обозреватель ТАСС полковник в отставке Виктор Литовкин:

— Я думаю, что это абсолютно доказательные вещи, потому что обломки ракеты с номером продемонстрировала нидерландская совместная следственная группа. Номер есть, документы есть по этому номеру, понятно, кому принадлежала эта ракета. У знающих людей никогда не вызывало сомнения, кто сбил Boeing, несмотря на то, что совместная следственная группа утверждала обратное — вину на Россию складывала. Потому что все признаки того, что это было как бы заранее предопределено, назначены виноватые, потом к этому подтаскивали все доказательства. Это примерно как история со Скрипалем, это как история с сибирской язвой в Ираке, ну и так далее. Так можно приводить примеров бесконечное множество.

— Почему так долго публиковались эти данные Министерства обороны? Прошло уже столько лет?

— Я не знаю, почему так долго не публиковались. Во-первых, надо было, чтобы голландцы вычислили номер двигателя. Потому что как доказывать, если номера двигателя нет и номера ракеты нет, что мы будем доказывать? Это раз. Во-вторых, рассекречивание документов очень много занимает времени, это серьезная процедура. С рассекречиванием всегда проблемы серьезные.

Стоит отметить, что если перемещения ракеты было невозможно отследить до обнародования голландскими следователями ее уникального номера, задержку в обнародовании перехваченных украинских переговоров о сбитии «еще одного» Boeing в российском Минобороны не объяснили. По данным ведомства, запись была сделана еще в 2016 году. О том, как новые заявления российских военных выглядят из Киева, рассуждает директор украинского Института глобальных стратегий Вадим Карасев:

— Пошел пятый год, расследование давно ведут разные журналистские организации, активисты и специальные службы. Когда уже вроде бы дело выходит на публичное слушание в Нидерландах, вдруг появляется такая информация от Министерства обороны. Это выглядит как последняя попытка не допустить непоправимое для России. В принципе, доказательства могут быть тогда, когда есть судебный процесс и процессуальные стороны. Есть обвинение, есть защита: тогда, наверное, эти доводы могли бы быть оценены на прочность, на достоверность, на неоспоримость. А так это, скорее, попытка перечеркнуть предыдущее расследование, внести какой-то новый сюжет в расследование, связанное с трагедией малайзийского Boeing.

— Каковы первые реакции украинской стороны? Официальные и неофициальные.

— Вы знаете, пока не очень это комментируют. Эта информация не стала сенсацией для Украины, не стала важной новостью, вокруг которой надо сейчас искать новые подтверждения либо опровержения. Для Украины, по-моему, картина давно ясна, что дело рук сепаратистов.

В течение двух часов с момента окончания брифинга на сайтах большинства крупных международных изданий не появились даже краткие заметки о событии. Причиной может быть как объем представленной информации, так и осторожное отношение западной прессы к доказательствам, поступающим со стороны России.

Возможно, СМИ не хотят просто транслировать позицию Москвы, предпочитая сразу опубликовать расширенные статьи с оценкой аргументов российского Минобороны. Поверят ли за рубежом аргументам российских экспертов — вопрос спорный. Комментирует гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов:

Андрей КортуновАндрей Кортунов генеральный директор Российского совета по международным делам «Думаю, нет, потому что сейчас ситуация такова, что любые российские заявления и свидетельства, скорее всего, все равно будут восприниматься как часть российской пропаганды и вряд ли это приведет к изменению позиции западных стран, в том числе и в отношении того, что произошло в 2014 году. Тем более если доминирующую на Западе версию крушения малайзийского лайнера отвергнуть, тогда очень многие вопросы подвисают. В том числе и вопросы о санкциях против России, поскольку, как мы знаем, введение этих санкций было связано как раз с убежденностью в том, что Россия как минимум оказалась причастной к этому преступлению. Я не знаю, что может быть убедительным. Может быть, это какие-то свидетельские показания со стороны Украины, которые подтвердят это, может быть, это запись каких-то переговоров, которые нельзя сфальсифицировать. Но пока что обе стороны оперируют главным образом косвенными свидетельствами. И, конечно, эти свидетельства могут быть оспорены другой стороной, особенно если существует политическое желание это сделать».

Пока Минобороны рассказывало о доказательствах причастности Украины к катастрофе в Донбассе, президент страны Петр Порошенко утвердил решение Совета национальной безопасности и обороны о разрыве Договора о дружбе с Россией.

Изначально МИД Украины не поддерживал идею разрыва «большого договора», мотивируя это тем, что, разорвав соглашение, Украина не сможет подать на Россию в Международный суд ООН в Гааге за его нарушение. Но, по словам Порошенко, договор формально не расторгается, а «прекращает свое действие в связи с непродлением».

Boeing разбился 17 июля 2014 года. На борту находились 298 человек. Все погибли.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию