16+
Вторник, 16 апреля 2024
  • BRENT $ 89.80 / ₽ 8447
  • RTS1157.37
17 декабря 2009, 01:17 Компании

Каспийский консорциум станет вдвое мощнее

Лента новостей

Акционеры Каспийского трубопроводного консорциума единогласно приняли решение о расширении системы до 67 млн тонн нефти в год. Это произойдет через 5 лет, а не в этом году, как планировалось ранее

Каспийский консорциум станет вдвое мощнее. Фото: РИА Новости
Каспийский консорциум станет вдвое мощнее. Фото: РИА Новости

Акционеры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) единогласно приняли решение о расширении системы до 67 млн тонн нефти в год. Это произойдет через 5 лет, а не в этом году, как планировалось ранее.

По словам вице-президент «Транснефти» Михаила Баркова, процесс расширения КТК ориентировочно завершится в 2014 году. Затраты на модернизацию составят около 4,5 млрд долларов. Для этого необходимо построить новые перекачивающие станции, нефтехранилища на терминале в районе Новороссийска и установить еще одно выносное причальное устройство.

Акционеры КТК подписали меморандум о принципах расширения проекта до 67 млн тонн в декабре 2008 года, однако британская ВР еще до этого подписания заявила о намерении выйти из проекта в связи с несогласием с этими планами. 25 ноября акционеры консорциума подписали соглашение о выходе ВР из КТК, и 11 декабря ВР окончательно покинула проект, продав свою долю в LUKARCO B.V «ЛУКОЙЛу». До этого долю ВР в Kazakstan Pipeline Ventures LLC выкупил «Казмунайгаз».

«BP проиграла Казахстан, поэтому вышла из этого проекта», — отметил в комментарии BFM.ru аналитик ИК «Метрополь» Алексей Кокин. Но это не значит, что BP сворачивает свою работу на пространстве СНГ, где она имеет и другие проекты.

Выход BP из консорциума в какой-то мере имеет и позитивное значение, так как структура КТК перегружена: изначально в нем участвовали правительства 3 стран и 10 компаний, которые представляли шесть стран. Зарегистрированы два акционерных общества — КТК-Р (Россия) и КТК-К (Казахстан).

Трубопроводная система КТК — крупнейший инвестиционный проект с участием иностранного капитала на территории СНГ. Трубопровод соединил нефтяные месторождения Западного Казахстана с новым морским терминалом на российском черноморском побережье. Его протяженность от Тенгиза до Новороссийска составляет 1510 км. Стоимость первой очереди проекта составила 2,6 млрд долларов. Мощность первой очереди — 28,2 млн тонн нефти в год, в том числе 22 млн тонн по нефти каспийского происхождения. Полная пропускная способность была достигнута к середине 2004 года, в ноябре этого же года КТК начал принимать российскую нефть на Кропоткинской НПС в Краснодарском крае. В 2005 году по нему было перекачено 30,5 млн тонн нефти, в 2006 — 31,1 млн, а в 2007 — 32,6 млн т. В текущем году были достигнуты максимальные показатели месячной отгрузки — свыше 3 млн тонн.

Однако на пути реализации проектов по расширению мощностей КТК есть определенные препятствия. В частности, Казахстан и Азербайджан пытаются создать совместную нефтетранспортную систему в обход России. Нефть для нее с Кашаганского месторождения (оно используется и для КТК) будет поставляться танкерами в нефтеналивной порт в Азербайджане, откуда по нефтепроводу Баку–Тбилиси-Джейхан в турецкую Анатолию. Ранее глава ассоциации KazEnergy Тимур Кулибаев заявил, что Транскаспийский проект станет одним из сегментов Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ), которая позволит Казахстану диверсифицировать маршруты поставки нефти, направляя ее в зависимости от конъюнктуры в Баку, или в российские и иранские порты. Для этого потребуется строительство дополнительного нефтепровода на территории Казахстана Ескене–Курык протяженностью 730 км. Кроме того, будет создана Транскаспийская система транспортировки, включающая нефтяной терминал в казахстанском Курыке и терминал в Баку, а также соединительный трубопровод до нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан. Рассматриваются два варианта — реконструкция имеющегося трубопровода Баку–Супса или строительство нового.

Однако в Азербайджан танкерами планируется доставлять не более 7 млн тонн нефти в год. А по нефтепроводу Западный Казахстан — Западный Китай будет направляться до 40 млн тонн нефти.

«В целом КТК для нефти из Кашагана предпочтительнее. Можно, конечно, и танкерами возить, но изначально это месторождение рассчитывалось под трубопровод, — говорит Алексей Кокин. — Трубопровод в Китай, конечно, будет построен. Но КТК пока по экономике предпочтительнее, так как дешевле расширить мощности имеющегося трубопровода, чем построить новый».

К тому же, ресурсной базой для КТК могут стать месторождения в российской части Каспия. Как сообщил вице-премьер Игорь Сечин в ходе посещения морской ледостойкой стационарной платформы(МЛСП) на месторождении им. Корчагина на северном Каспии, где «ЛУКОЙЛ» 16 декабря приступил к эксплуатационному бурению, правительство «будет думать, как стимулировать компании, работающие на шельфе». В частности, пояснил Сечин, это можно будет сделать «за счет налоговых льгот и других мер».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию