Кофейные фирмы уличили в германском сговоре
Лента новостей
Германское антимонопольное ведомство раскрыло сговор крупнейших игроков на рынке кофе — Tchibo, Melitta и Dallmayr согласованно поднимали цены. Мера наказания — штраф на общую сумму в 158 млн евро
Германское антимонопольное ведомство раскрыло сговор крупнейших игроков на рынке кофе. Tchibo, Melitta и Dallmayr, по данным газеты Sueddeutsche Zeitung, согласованно поднимали цены на кофе. Российские эксперты опасаются, что аналогичное могло произойти и с российскими поставщиками.
Tchibo, Melitta и Dallmayr, а также четвертый игрок кофейного рынка, выступающий свидетелем по этому делу, в течение нескольких лет сообща поддерживали завышенные цены на кофе, считает германское антикартельное ведомство, пишет SZ. Die Welt, ссылаясь на свои источники, уточняет, что в начале 2004 года и зимой 2007-2008 годов Tchibo, Melitta и Dallmayr согласованно влияли на цены на кофейном рынке. Расследование началось в середине 2008, когда госследователи провели обыски в офисах кофейных концернов.
Общая сумма штрафа составит более 158 млн евро, сообщает издание Focus. «Механизмы [согласования цен, — BFM.ru] работали напрямую в ущерб конечным потребителям», — заявил представитель антимонопольного ведомства
Tchibo и Melitta занимаются поставками кофе, в том числе в России. «Если пришел сигнал из Германии, вероятно, российской антимонопольной службе стоило также обратить внимание на этот рынок. Германские компании работают на российском рынке кофе — нельзя исключать, что с товаром могли «импортироваться» и картельные схемы, а могли и возникнуть самостоятельно», — считает глава Союза защиты прав потребителей России, депутат Госдумы Петр Шелищ. Российские представители Tchibo и Melitta были недоступны для оперативного комментария.
Однако, как утверждают игроки российского кофейного рынка, сговор поставщиков кофе в России невозможен. «Могу дать вам честное джентльменское слово, что российский рынок кофе — один из самых свободных рынков в мире», — заявил BFM.ru генеральный директор компании «Гранд» Александр Борисов. — Германский кофейный рынок монополизирован 3–4 игроками, тогда как в России только ведущих компаний около 10. Согласовать ценовую политику возможно лишь тогда, когда 75% рынка поделено между 3–4 фирмами. Если стограммовая банка кофе «Гранд» стоит 60 рублей, Nescafe — 100 рублей, сублимированного кофе «Жокей» — 70, Tchibo — 140, очень сложно вообще о чем-либо договариваться. В любом российском магазине видов, марок и сортов кофе больше, чем на международной выставке».
Кроме того, с января 2009 года в Германии расследуется ряд дел, связанных с компаниями, занимающихся обжаркой кофе, и организаций общественного питания, которые также подозреваются в картельных сговорах, пишет Focus. Подробности из-за продолжающихся расследований пока не афишируются.
Президент Федерация рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров, в свою очередь, отмечает в интервью BFM.ru, что средние цены в Москве на кофе в предприятиях общественного питания выше, чем аналогичные европейские. Однако это, по мнению эксперта, вызвано вовсе не сговором кофейных производителей, обжарщиков и рестораторов. «Уровень цен у нас сложился «исторически» — из-за ранней стадии развития рынка, относительно небольшого числа игроков, высоких расходов и прочего. Если в Германии цена чашки кофе составляет максимум 2 евро в ресторане, то средняя московская цена колеблется в пределах 5–7 евро», — говорит Игорь Бухаров.
Однако и жалоб со стороны российских потребителей на розничные цены на кофе в кафе и других местах общественного питания пока также не было, отмечает глава Союза защиты прав потребителей. «Если у кофеен заполняемость достаточно высокая, что мы видим, значит, их целевую аудиторию это устраивает. Да, цены высокие, однако очевидно, что посетители кофеен готовы столько платить», — констатирует Петр Шелищ.