16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.39 / ₽ 7970
  • RTS1126.20
23 мая 2019, 12:49 Общество

«Социальный мегарегулятор». Что изменит реформа Пенсионного фонда?

Лента новостей

Минтруд предложил преобразовать ПФР, Фонд ОМС и Фонд социального страхования в публично-правовые компании, сообщает РБК. Их могут объединить в единую структуру

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Обновлено в 13:17

Минтруд России направил в правительство предложения о преобразовании Пенсионного фонда, а также фондов обязательного медицинского страхования и социального страхования в публично-правовые компании. Об этом пишет РБК со ссылкой на трех источников. Смена статуса может стать началом масштабной реформы для создания социального мегарегулятора, говорят опрошенные изданием эксперты.

Если эти фонды станут публичными компаниями, они будут выведены из-под подчинения министерств, к ним будет больше доверия со стороны населения, говорила ранее вице-премьер по соцполитике Татьяна Голикова. По ее мнению, все три фонда функционируют на одной законодательной основе, поэтому к ним нужен единый подход. Предложения по поводу нового статуса всех структур она просила предоставить до 1 апреля.

Дискуссия о том, чтобы изменить статус этих организаций, идет давно. По словам собеседников РБК, идея преобразования ПФР в публично-правовую компанию возникла еще в конце 2017 года. Председатель фонда Антон Дроздов также рассказывал, что кроме публично-правовой компании обсуждались формы некоммерческой организации и казенного учреждения.

Это связано с необходимостью трансформации функционала фондов, полагает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов:

Александр Сафонов проректор Академии труда и социальных отношений «На сегодняшний день, являясь казенными предприятиями, по сути дела, бюджетными организациями, фонды имеют ограниченный функционал и самостоятельность. Если мы говорим об институтах социального страхования, то эти организации должны управляться коллективным образом, не только государство должно ими управлять, а так, как это принято в практике зарубежных стран, их ресурсами, тарифной политикой должны управлять социальные партнеры на равных условиях. Конечно, это более позитивная и более целесообразная мера, нежели оставлять фонды в стандарте бюджетных учреждений. Таким образом, конечно, можно в итоге привести фонды в то состояние, которое и должно быть. Они должны быть независимы не только от какого-то ведомства, но и в принципе от правительства России».

По мнению Александра Сафонова, в случае такого реформирования граждане будут делать страховые взносы, а не платить налоги, как сейчас, а фонды смогут накапливать свои резервы в интересах застрахованных лиц. Соцпартнеры фондов, например профсоюзы, смогут определять тарифную политику, она станет вменяемой.

Если появится мегарегулятор из объединенных фондов, он возьмет на себя весь комплекс соцстрахования. Положения и акты, созданные с начала 1990-х, будут приведены в унифицированный вид, и это впоследствии облегчит работу. Татьяна Голикова говорила, что объединенный фонд должен представлять уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности.

С другой стороны, все выгоды, которые можно будет получить от изменения формы фондов и возможного их объединения, пока призрачные. Достаточно сказать, что нельзя одинаково подходить ко всем этим фондам, считает первый зампред комитета Совета Федерации по экономической политике, экс-министр труда и социального развития Сергей Калашников:

Сергей Калашников первый зампред комитета Совета Федерации по экономической политике, экс-министр труда и социального развития «У нас пенсия, конечно же, не является страховой, она очень сильно завязана на государственную систему поддержки, распределения. Поэтому преобразование, например, Пенсионного фонда в публичную компанию очень сомнительно. Примерно та же самая аргументация по отношению к Фонду медицинского страхования. Совсем другое дело с Фондом социального страхования. Там реально работают страховые механизмы, хотя с определенными недочетами. Фонд социального страхования вполне мог бы стать публичной компанией. Я считаю, что реформа назрела. Другое дело, что впереди, телега или лошадь. Если мы сделаем медицинский фонд страховым, я считаю, Фонд обязательного медицинского страхования должен стать чисто добровольным, дополнительным, тогда он может быть публичной формой. Пенсионный фонд действительно нужно делать страховым. Другое дело, что сначала его нужно сделать страховым, а потом уже облекать в соответствующую форму».

Пенсионный фонд и ФСС подчинены Минтруду, а Фонд обязательного медицинского страхования — Минздраву, напоминает доцент РАНХиГС, бывший замминистра труда и занятости населения Павел Кудюкин:

— Средства, которые поступают в фонды, действительно не совсем государственные. Это все-таки средства, которые являются частью отложенного, как бы совокупного фонда оплаты труда работников. Здесь действительно наиболее оптимальной формой управления является трехсторонняя.

— Фонд ведь и сейчас есть, правильно?

— Формально в правление всех трех фондов входят представители профсоюзов и объединений работодателей, но это фикция. По сути дела, Пенсионный фонд и Фонд соцстраха подчинены Минтруду, они являются подведомственными структурами. Фонд обязательного медицинского страхования подчинен Минздраву, соответственно, региональные — местным структурам по здравоохранению. Я бы сказал, что, наверное, просто нужно более серьезно все продумывать, прежде чем браться за изменения, а не просто так провозглашать: давайте сделаем то, давайте сделаем это. У нас практически ни одна из провозглашавшихся реформ не доводилась до конца. Они уже, по сути дела, выступали просто средством распила бюджетов. Для того чтобы сказать, чего они хотят добиться, нужно понять, что они понимают под этой самой публичной правовой компанией. Тогда будет более или менее понятно, что это: стремление еще плотнее оседлать финансовые потоки или повысить эффективность и снизить уровень административных расходов.

В пресс-службе Пенсионного фонда России на момент публикации материала эту информацию не комментировали. В Минтруде от комментариев отказались.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию