16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
23 июля 2019, 23:13 Общество

«Это круче, чем закон»: погубила ли членов экипажа АС-31 инструкция?

Лента новостей

Подводники не стали эвакуироваться на подлодку-носитель, а остались тушить пожар. Они действовали в соответствии с «Руководством по борьбе за живучесть подводных лодок»

Мемориал морякам погибшим в мирное время. Мурманск.
Мемориал морякам погибшим в мирное время. Мурманск. Фото: Лев Федосеев/ТАСС

В прессе появилась новая информация об аварии, в результате которой 1 июля погибли 14 офицеров ВМФ. Как утверждается, экипаж глубоководной станции мог в полном составе эвакуироваться на подлодку-носитель, но предпочел действовать в соответствии с «Руководством по борьбе за живучесть судна», нарушение которого грозит уголовным наказанием. На самом деле это ошибочная интерпретация, считают эксперты Business FM.

Новую, более подробную версию событий, которые привели к трагедии, описывают источники газеты «Коммерсантъ». По их данным, авария развивалась следующим образом. Вечером 1 июля, когда глубоководная атомная станция производила стыковку с подлодкой-носителем, в аккумуляторном отсеке АС-31 появился дым.

Первоначально возгорание не представляло угрозы для жизни экипажа, поэтому командир подлодки приказал перейти на носитель всем, кто не будет задействован в так называемой борьбе за живучесть — фактически в тушении пожара. Точно восстановить действия оставшихся на борту АС-31 подводников не представляется возможным — все они погибли, но известно, что они израсходовали все огнетушители, пеногенераторы и баллоны с фреоном.

Когда на станции закончились запасы воздуха, в том числе в шланговых дыхательных аппаратах, экипаж запросил разрешения эвакуироваться на носитель. Командир подлодки удовлетворил запрос и направил для помощи пострадавшим четверых членов основного экипажа. Шлюзовое устройство было повторно загерметизировано, и в это время произошел взрыв, десять подводников АС-31 и четверо эвакуаторов погибли.

По данным источников газеты, уже в доке эксперты установили, что взорвалась аккумуляторная батарея. Проводятся дальнейшие исследования, в том числе с искусственным подрывом аналогичных аккумуляторов на полигоне. Опираясь на эти данные, можно ли сказать, что решение остаться на АС-31 в соответствии с инструкцией привело к гибели подводников? Ситуацию комментирует глава Петербургского клуба моряков-подводников, капитан первого ранга Игорь Курдин.

Игорь Курдин глава Петербургского клуба моряков-подводников, капитан первого ранга «Руководство по борьбе за живучесть подводных лодок» — это единый документ для всех подводников, кем бы они ни были. Это круче, чем закон. У нас законы меняются, а принципы РБЖПЛ не меняются никогда. Потому что они написаны ценой жизни многих подводников. Запрещено покидать отсек, в котором произошла авария. Не важно, пожар или что-то другое. Разрешено покидать только по решению командира подводной лодки. Потому что в тех случаях, когда личный состав покидал эти отсеки, пожар перекидывался на соседние отсеки, жертв было гораздо больше. Поэтому трактовать тут все очень просто: подводники, спасая корабль, спасают и себя».

Даже если принять за данность распространенную в прессе информацию, вопросы остаются. Во-первых, действительно ли взрыв батареи мог мгновенно убить 14 человек? Даже учитывая мощность аккумуляторов, это не противотанковые мины. Подлежит ли оценке решение командира лодки-носителя о том, что экипаж АС-31 должен бороться за живучесть станции, а не эвакуироваться? Малую атомную подлодку можно было отсоединить, хотя и с неопределенными последствиями.

Наконец, почему сначала АС-31 пытались спасти, а потом решили эвакуировать? В любом случае претензий к действиям погибших подводников быть не может, говорит военный обозреватель газеты «Комсомольская правда», полковник в отставке Виктор Баранец.

Виктор БаранецВиктор Баранец военный обозреватель газеты «Комсомольская правда», бывший пресс-секретарь Минобороны России, полковник в отставке «Вся лодка поделена на отсеки, их несколько. Если тебя пожар застал в твоем отсеке, ты никуда не должен из него бежать. Ты должен сделать все, чтобы погасить пожар. Даже ценой своей жизни! Точка. Я должен сказать о том великом поступке, который совершили наши моряки, которые вытолкнули в негорящий отсек гражданского специалиста, конструктора, а сами вернулись в ад. Вот они и еще двое стали героями Российской Федерации. И тут никто даже и вякать не сможет, что они получили свои золотые звезды незаслуженно».

Некоторые российские издания не стали глубоко погружаться в тему и опубликовали заметки о том, что «спасение экипажа оказалось бы нарушением закона». Конечно же, это упрощение. Из имеющейся на данный момент информации можно сделать вывод, что это не история про ужасные российские законы или инструкции.

Это история о поступке экипажа АС-31. Надо остаться спасать атомную подводную станцию? Спасаем. Надо умереть, чтобы обеспечить безопасность многократно большего экипажа подлодки-носителя? Умираем.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию