16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 86.90 / ₽ 8176
  • RTS1160.60
10 августа 2019, 07:53 Компании

Минтранс советует Utair сбавить обороты — по продажам билетов

Лента новостей

У ведомства есть основания для беспокойства: общий долг перевозчика выше 75 млрд рублей. Компания предложила банкам пролонгировать кредиты, но те пока не согласились

Фото: Jan Seba/Reuters

Глава Минтранса Евгений Дитрих рекомендовал авиакомпании Utair не превышать параметры роста перевозки пассажиров, которые были с начала года: 2-2,5% в месяц к аналогичному периоду 2018 года, в том числе за счет демпинга. Об этом РБК рассказали источники в правительстве. Как стало известно изданию, авиакомпания хочет увеличить пассажиропоток на 15%.

Ранее сообщалось, что Utair собирается вести политику агрессивной конкуренции с «Аэрофлотом», в том числе с «Победой». При этом общий долг перевозчика составляет свыше 75 млрд рублей. Компания предложила банкам пролонгировать кредиты на 31 млрд рублей на 35 лет практически с нулевой ставкой, затем подняла ее до 9%, но кредиторы пока не согласились.

Опасения Минтранса оправданны — «Трансаэро» незадолго до краха в конце 2015 года продавала билеты по низким ценам, и ценовая политика Utair может привести к подобным последствиям, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

— Это такая очередная судорожная попытка насытить доходную базу. Они не первый раз прибегают к демпингу, зимой они собирали деньги, тоже там дешевые полеты, и Минтранс совершенно правильно боится, что компания может не выполнить обязательства, а второе — этот демпинг и на другие авиакомпании влияет, и Минтранс выступает некоторым образом лоббистом всей отрасли. Насколько Utair к нему прислушается, это другой вопрос, не совсем корректно себя ведет компания, потому что она предложила условия реорганизации облигационного долга, сомнительный, который уже в суде оспорили и совершенно правомерно. Банки никакого восторга не испытывают от предложения списать часть долга и растянуть его на беспроцентной основе на 35 лет. Я не думаю, что ему, как «Трансаэро», дадут обанкротиться, но там будет вопрос с управлением, со старыми акционерами и так далее. Нам придется как-то перераспределять полномочия, контроль над денежными потоками. И это достаточно тяжелая история. Компания, если убрать платежи по долгу, работать-то может, пока у нее флот дееспособный, он еще лет восемь вполне себе будет летать.

Utair рассчитывает на рост бизнеса за счет агрессивной конкуренции с «Аэрофлотом», включая лоукостера «Победа». В чем может заключаться эта политика агрессивной конкуренции?

— Просто будет продавать дешевые билеты. Надо понимать, что раз он продает дешевые билеты, значит, его кто-то финансирует, вот эти убытки. Если бы у Utair был отдельный инвестор, то, наверное, такая конкуренция могла бы существовать, но поскольку это один и тот же банк, он резонно спросит: а зачем мне это нужно? Тут мало шансов.

В среднем по рынку авиаперевозок рост пассажиропотока составляет 8-12%, и если в прошлом году у Utair эти показатели были ниже рынка, то ничего удивительного, что компания хочет выправить ситуацию, говорит главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. По его словам, снижение цен на билеты — это обычная практика.

Алексей Синицкий главный редактор «Авиатранспортного обозрения» «Общая практика у авиакомпании заключается в том, что вы можете в случае недостатка оборотных средств прокредитоваться у пассажиров, предложив дешевые билеты когда-то на будущее. Пассажир покупает билет сейчас, перевозка выполняется в будущем, соответственно, вы финансируете текущую оборотную деятельность за счет будущих перевозок. А это делают все авиакомпании. Дальше понять, допустим, авиакомпания занимается демпингом или не занимается, это чрезвычайно сложно. Строго говоря, если вы продаете товар или услугу ниже себестоимости, то это демпинг. Долго идут споры, вообще существует ли демпинг на российском рынке авиации или не существует. Совсем себе в убыток никто не продает, хотя другое дело, что доходы низкие и убытки формируются где-то в других местах. Понятна логика Минтранса, потому что оставаться в роли безучастного наблюдателя, тогда, если события пойдут по негативному сценарию, у них же и спросят: а где вы были? Тут они на всякий случай скажут: ну вот, мы же рекомендовали. Главное — не допустить какой-то паники. Пока авиакомпания работает, есть хоть какая-то надежда, что она расплатится с долгами».

По данным Росавиации, Utair занимает шестое место среди российских авиаперевозчиков. За первое полугодие ее пассажирами стали 3,7 млн человек, при этом загрузка выросла на 4% — до 81%. Эксперты сходятся во мнении, что краха авиакомпании не допустят, так как она играет важную роль во внутренних авиаперевозках.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию