16+
Суббота, 21 сентября 2019
  • BRENT $ 64.77 / ₽ 4146
  • RTS1377.38
14 августа 2019, 20:29 Компании

«По-честному, это крайне странная инициатива». Зачем нужно приватизировать «Победу»?

Лента новостей

Федеральная антимонопольная служба выступила с предложением о приватизации авиакомпании. Есть ли рациональное зерно в этой идее?

Фото: Игорь Иванко/АГН «Москва»

ФАС предложила продать в частные руки авиакомпанию «Победа», единственный российский лоукостер. Об этом сообщил РБК. Чем руководствуются антимонопольщики и есть ли смысл в их идее?

Все началось еще в июне прошлого года. На прямой линии житель Уссурийска пожаловался президенту на цены на летние авиабилеты из Владивостока в Москву: 55 тысяч рублей на одного в одну сторону, на семью из трех человек больше 150 тысяч, а если туда и обратно, то еще умножить на два.

Владимир Путин в ответ заговорил о программе субсидирования. Естественно, было поручение. И вот ФАС придумала меру. Глава ведомства Игорь Артемьев предложил приватизировать авиакомпанию «Победа». Как это связано с Владивостоком, не очень понятно, авиакомпания туда и вовсе не летает.

Но Артемьев смотрит на вопрос шире. «Победа» — единственный лоукостер, и в последнее время перевозчик активно развивает международные направления в ущерб российским. Если же компанию приватизировать, это повысит конкуренцию и цены внутри страны будут ниже. Идею ФАС комментирует независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

Дмитрий Адамидов независимый аналитик «Есть поручение президента — надо среагировать, а разумно это или неразумно, никого особо не волнует. Как ни пересаживай, тут не возникает конкуренции. Для конкуренции нужно, чтобы был избыток предложения или баланс предложения со спросом, здесь, при этой комбинации, ничего не возникает, это просто перераспределяется по другим юрлицам — и воздушный флот, и маршрутная сеть».

Логика у ФАС есть. У нас крупнейший игрок — группа «Аэрофлот», куда входят и «Победа», и авиакомпания «Россия». Получается, что они конкурируют сами с собой. Хотя, вообще-то, эти перевозчики работают в разных сегментах.

Допустим, «Победу» приватизируют. Во-первых, кто ее купит? Если она войдет в другую авиакомпанию, только частную, значит ли это, что она начнет снижать цены на билеты? Большие сомнения. Точнее, наверняка начнет, но ненадолго.

Во-вторых, а почему такая уверенность, что гипотетический новый владелец будет уделять большее внимание региональным маршрутам? «Победа» зарабатывает на зарубежных рейсах и за счет этого, кстати, субсидирует внутренние.

В-третьих, государство уже как-то планировало приватизировать «Аэрофлот», но отказалось. Зачем же теперь продавать компанию, на которую госкорпорация делает большую ставку, не понимает генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.

Борис Рыбак генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» «Победе» отведена почти ключевая роль в новой стратегии «Аэрофлота» по достижению больших объемов перевозок, там в районе 90-100 млн пассажиров, и энергичного роста, экспансии из региональных хабов. То есть, на самом деле, это действительно один из ключевых элементов в стратегии «Аэрофлота». Поэтому, в общем, по-честному, это крайне странная инициатива».

В этой конструкции смущает еще один момент. Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев в прошлом году встречался с Владимиром Путиным и сказал, что корпорация провела оценку «Победы». Она стоит более 600 млн долларов.

После этого РБК разговаривал с главой «Победы» Андреем Калмыковым, но так и не добился ответа, зачем сделали эту оценку. Так что, может быть, идеи о продаже действительно витают, а разговоры о дешевых билетах лишь повод.

Что же касается рейсов из Владивостока в Москву, с которых все началось, то в конце августа билеты стоят в районе 25 тысяч рублей в один конец. Правда, эконом раскуплен. Но это к приватизации «Победы» точно отношения не имеет.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию