16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1132.56
17 августа 2019, 12:48 ОбществоПроисшествия

«Птицы — хозяева неба»: насколько защищены российские аэропорты?

Лента новостей

Происшествие с аварийной посадкой самолета под «Жуковским» вызвало вопросы «орнитологической» безопасности. Как решить проблему?

Фото: depositphotos.com

В России самолеты сталкиваются с птицами в два с половиной раза чаще, чем в США, пишут «Ведомости» со ссылкой на данные Росавиации. Авиакомпании и аэропорты регулярно жалуются в прокуратуру, и какие-то меры принимаются. Но делается ли достаточно?

«Пролетел 4751 метр за 4 минуты 45 секунд, четыре полных круга. Дважды пересекал забор кукурузного поля Бирда. Два круга гонялся за стаей птиц и убил одну, которая упала на верхнюю поверхность крыла и через некоторое время свалилась во время крутого поворота». Это описание первого в истории столкновения самолета с птицей, зафиксированное в дневнике первопроходцев авиации братьев Райт.

О личном опыте так называемого бёрд страйка рассказывает председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

Олег Смирнов председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР «Заходил на посадку в аэропорту Таллина и вдруг услышал звук сильного удара с правой стороны, прямо самолет вздрогнул весь. Я сразу взял управление на себя, произвели посадку. Техники идут, показывают: смотри, какое чудо ты привез. Крыло самолета, лобовая часть, это прочнейшая часть, пробита, и из дыры торчит шея с головой. Оказалось, что это птица весом несколько килограммов, не помню сейчас, сколько, большая, попалась при заходе на посадку и повредила крыло. Каждый пилот, который длительное время работал в авиации, вам расскажет о подобных случаях. Почему? Потому что хозяевами неба являются птицы, а человек вторгается в это пространство. Поэтому бороться с ними бесполезно, а надо принимать меры, как с ними сожительствовать».

«Сожительствовать» с птицами в окрестностях аэропортов приходится не самыми добрососедскими методами. Список оборудования группы по орнитологическому обеспечению полетов аэропорта «Внуково» от 2017 года напоминает знаменитую цитату из фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», которая начинается со слов «у нас было...»: три автомобиля повышенной проходимости с оборудованием для звукового отпугивания птиц; четыре хищные птицы (два ястреба-тетеревятника и два сокола); две собаки (шотландский сеттер и влчак); две пневматические винтовки; бинокли, ловушки, макеты хищных птиц, пропановые пушки и т. д. Насколько эффективно защищены от птиц российские аэропорты? Ситуацию комментирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Роман ГусаровРоман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Российские аэропорты имеют защиту от столкновения воздушных судов с птицами на принятом в мировом авиационном сообществе уровне. Почему? Да потому что это очень важный элемент сертификации аэропортов, а все гражданские аэропорты проходят обязательную сертификацию, есть регулярные проверки сертифицирующих и лицензирующих органов. Все применяемые технологии орнитологической защиты соответствуют, в общем-то, мировой практике. Поэтому я не вижу никаких предпосылок сомневаться в качестве подобной защиты российских аэропортов».

С другой стороны, сам факт аварийной посадки самолета под «Жуковским» не позволяет назвать уровень орнитологической безопасности российских аэропортов безупречным.

Управляющая компания «Рампорт аэро» рассказала о неоднократных жалобах в прокуратуру на птиц вокруг взлетно-посадочной полосы — ведомство проводило проверки, но предотвратить инцидент не удалось. Менее радужную картину рисует пилот авиакомпании «Северный ветер», попросивший не называть его имени.

«Орнитологические службы работают у нас плохо. Потому что то, что летают птички в районе аэродрома, это достаточно часто бывает. Есть современные мировые технологии отпугивания птиц — и звуковые, и ультразвуковые различные. Просто надо вложить деньги, которые, как всегда, экономят, и исключить такие случаи. Потому что количество жертв — это невосполнимо. Вложить большие деньги, чтобы решить эту проблему окончательно, я думаю, не то что стоит, это обязанность, просто они их не выполняют, свои обязанности, как следует».

По данным американского авиарегулятора, за последние 30 лет столкновения с птицами стали причиной гибели более чем 250 человек. Происшествие под «Жуковским» могло бы почти удвоить этот показатель — на борту находились 233 человека, и если бы не мастерство пилотов и тысяча счастливых случайностей, мы бы обсуждали не «чудо над Раменским», а новый трагический рекорд.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию